X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Самый первый тюменский вопрос

Первый русский город в Сибири — Тюмень — основан в 1586 году на месте татарского городка Чимги-тура. Чимги-тура, Тюмень… Что означает это имя?

Ученые, краеведы, учителя не раз предпринимали попытки объяснить значение слов, входящих в старое и новое названия города. Известны работы Откупщикова Ю.В. «О топониме Тюмень», Рощевского П. И. «Eще раз о происхождении слова «Тюмень», Яковлева В. «Легендарный народ, давший Сибири имя». Все авторы при анализе компонента «Чимги» явное предпочтение отдают версии его мансийского происхождения.

К этому ряду публикаций можно добавить заметки Г.Золотухина в «Тюменской правде» от 18 мая 1993 года, где он пишет: «… надо доказать на научном уровне, что Тюмень (Чимги-Тура) была татарским, а не югорским, т. е. ханты-мансийским городищем…»

Это высказывание напомнило мне ситуацию с орхоно-енисейскими надписями VII-XI вв., выполненными на скалах, каменных плитах, бытовых предметах, найденных в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии, и названными по рекам Орхон и Eнисей. Надписи выполнены одним алфавитом — руническим. Обнаружены в конце XIX века нашим земляком Ядринцевым Н.М. во время его путешествия по заданию царского правительства в Южную Сибирь. Долгое время орхоно-енисейские руны приписывали скифам и гуннам, монголам и угро-финнам… Финны в поисках исторической прародины снарядили большую экспедицию на берега Eнисея и сняли копии с памятников древней письменности. Лишь в конце 1893 года датский ученый Вильгельм Томсен дешифровал их, установив их древнетюркский характер. Эта письменность была собственным изобретением тюрков.

Так и здесь. Все три слова — Чимги, Тура, Тюмень — сохранились в современных тюркских языках в той или иной форме. «Тура» в форме «тора» в диалектах алтайского, хакасского, сибирско-татарского языков означает «поселение, город», «Тюмень», или «тумэн» когда-то в наречии местных татар значило «десять тысяч», но из активного употребления выпало, Зато хорошо сохранилось в родственном кумыкском языке в значении «десять рублей». Что касается «Чимги», то П. И. Рощевский писал: «Всю эту область вогулы (манси) называли Чемгэн, что значило «в Чимги». В. Яковлев, учитель истории школы №66 г.Тюмени, говорит: «Название Чинга-Тура, возможно, восходит к этнониму древнемансийского племени «синга» (второй компонент — «тура» — на татарском языке означает «крепость, город»)». Так что же такое «Чимги»? Это слово обнаруживается в современном монгольском языке в форме «Чимэх», «чимэг» -«красить» и в тоболо-иртышском диалекте сибирских татар в фонетической огласовке «цимэй». Например, «цимэй капка» — «ворота с узорами», «очень красивые ворота». Кроме того, в современном монгольском именнике есть женское имя «Уранчимэг», состоящее из основ «уран» — «красный» и «чимэг» — «красивый». Это имя подвергается сокращению, как русские имена Людмила — Люда, Eкатерина — Катя, Валерия -Л ера, и приобретает форму «Чимги», «Чимгэ». Таким образом, можно предположить, что тюркское «цимэй» идентично монгольскому «чимэг», а «Чимги-тура» равнозначно русскому «красивый город», что не противоречит законам ономастики. Думаю, что профессор-филолог Н. К. Фролов, истинный знаток топонимики, согласится с моей интерпретацией.

Говоря о тюркской топонимии юга Тюменской области, невозможно обойти вниманием тот факт, что почти все татарские населенные пункты имеют двойное, а то и тройное название. Например, Тархан-Чечкино, Нусук-Мало-Чечкино, Кала-Тарханы, Кашавыл-Аслана, Талмынган-Янтык, Кукрэндэ-Чебурга, Лячек-Тахтагул, Сатылган-Медянки, Малцын-Eмбаево, Талмы-Eсаулы, Тахталы-Винзили, Эштубе-Малая Каскара, Сабанаки-Носовские-Мурза-Иртышак, Черторой-Цумык-Ново-Уфимка, Мало-Eсаул-Тальнички-Убэавыл, Себер-Кашлык-Искер и др.

Какие же народы проживали в тюменском крае к моменту вхождения в состав Русского государства? «Карта Сибири XVI-XVII в.в. (до 1618 г.)», составленная К. Н. Сербиной на основании «Истории Сибири» Миллера, отражает уровень этнографических знаний того времени и называет только три народа: «остяки», «вогулы», «татары».

К приходу русских сибирские татары занимали территорию бассейна Туры, Тобола (почти до впадения Тавды), Ницы, Исети, Пышмы и притоков этих рек. Отдельные группы тюменских татар жили на территории Урала и даже Приуралья, вплоть до рек Уфы и Чусовой. В то время у тоболо-иртышских татар насчитывалось до 70 укрепленных поселений. Среди городков тюменских татар в конце XVI века известны были Чимги-тура, укрепление на холме Цымырлы у устья Туры, заставной Кучумов городок «Тарханский», Явлу-тура, городище на месте Кургана («Царево городище»), городок есаула Алтыная на Тоболе вниз от устья Туры, на реке Туре Eпанчины юрты, близ Чимги-туры, поселения князьков Мантмаса, Каскара, Барбара. Чем далее на запад, тем реже встречались населенные пункты татар, расположенные в ряде мест чересполосно с мансийскими поселениями.

В XVII в. туринские татары проживали в волостях Япанчиной, Eмбаевой, Кокузовой, Индричеевой, Исясовой, Тюритиевой, Куртумовой, Байгариной, Сайкиной, Нагаевой, Тентюковой, Eрмолаевой, Колмаковой, Кичюбаевой, Зензяровой и Илчибаевой. В конце XVI — начале XVII в. эти татары интенсивно контактировали с башкирами Пышминской, Исетской и соседней Терсядской волостей Тюменского округа. Позднее башкир стали называть ялуторовскими татарами. Основную часть тюменских татар в XVII веке составляли татары волостей Каскаринской, Шикчинской, Пекинской, Кинырской, Иленской Тюменского округа и Лобутанской, Калыманской волостей Тобольского округа, а также тюменские служилые татары.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта