X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Русская водка: «русская рулетка»

Тем, кто пока здоров, крупно повезло

По оценкам официальных экспертов, каждая вторая бутылка водки, продающаяся сегодня в России, изготовлена кустарным способом у нас в стране или за рубежом.

Около 90 процентов всего спиртного, потребляемого в России, составляют водка и другие крепкие напитки, и около 10 процентов — пиво. Исчезающе малая величина, находящаяся между этими двумя, приходится на вина различной крепости и экзотику. Наиболее распространенным сырьем для производства водки в подпольных цехах служит немецкий спирт «Ройял». Это самый безопасный вариант, потому что «Ройял» относится к пищевым продуктам. Вторым по частоте использования сырьем является технический спирт отечественного или импортного производства. Кроме того, для изготовления водки во вполне промышленных масштабах используют жидкость для снятия обледенения с автомобильных и самолетных стекол и некоторые другие сугубо технические спиртосодержащие продукты.

Несколько официальных экспертов, помогавших при подготовке этого материала, не побоялись процитировать Энгельса, который указывал на то, что потребление кустарным образом изготовленных крепких спиртных напитков одуряет человека и усиливает в нем агрессивность. При этом они отмечали, что в самогоне, который имел в виду классик, содержание сивушных масел всего в 3-5 раз больше, чем в водке, сделанной по государственным стандартам. В современной фальшивой водке содержание сивушных масел и альдегидов больше, как правило, уже в 5-10 раз, нередко обнаруживается метиловый спирт. Российская милиция напрямую связывает с потреблением фальшивой водки резкий рост пьяной преступности — на 58 проц. за прошлый год в Ростовской области, на 49 проц. — в Новосибирской, на 44 — в Курской, на 41 — в Иркутской, на 39 -в Читинской. От отравлений алкоголем в 1991 году погибли 16,6 тысячи человек, в 1993 году -уже 28,6 тысячи.

Официальные инстанции, как выяснилось, не имеют корректной обобщающей информации об объемах производства фальсифицированных спиртных напитков и капиталов, привлеченных в эту область подпольного бизнеса. По некоторым данным, за прошлый год было произведено около 30 миллионов декалитров поддельной водки. Главный научный сотрудник НИИ МВД Григорий Заиграев, который входит в созданную по поручению президента группу по разработке государственной антиалкогольной политики, утверждает, что на самом деле эта цифра достигает примерно 150 миллионов декалитров — то есть на одну бутылку нормальной водки выпускается одна — фальшивой. Последняя чаще всего продается через коммерческие магазины и ларьки, контроль которых затруднен. Официальная стоимость экспертизы двух бутылок водки — около ста тысяч рублей, причем даже за такие деньги трудно найти специалистов, которые могут сделать необходимые анализы и имеют оборудование. Примерно 50-70 процентов товара коммерческих ларьков в среднем по стране — подделка, не отвечающая требованиям безопасности.

Акциз на производство крепких спиртных напитков, установленный государством, после его повышения в декабре 1993 года и отмены повышения в начале нынешнего года составляет сегодня 85 проц. На Украине и в Белоруссии — 75 проц. Таким образом, себестоимость украинской и белорусской водки почти вдвое меньше российской. В Москве «Русская» из ближнего зарубежья продается у вокзалов по полторы тысячи рублей — это дешевле, чем- три пакета московского молока. Напомню, что в прежние старые времена водка стоила 3 руб. 62 коп., а пакет молока — 32 копейки. Фальшивая водка по себестоимости еще дешевле, поскольку выпускающие ее предприятия по не зависящим от них причинам не платят акциз вообще никакому государству, но по розничной цене стоит, как государственная, — чтобы не вызывать подозрений и не сбивать цену.

Косвенно о доходах фальшивоводочников позволяют судить данные милицейских сводок. В Туве в ноябре 1993 года задержана группа должностных лиц, которые на местном пивзаводе изготовили 312 тысяч бутылок фальсифицированной водки на сумму 662 миллиона рублей. По одному только Санкт-Петербургу изъято 326,5 тысячи долларов и более 140 миллионов рублей наличных денег, за два дня выявлено шесть цехов по изготовлению суррогатов. В Чите в феврале нынешнего года накрыт цех по изготовлению и розливу якобы «Столичной» водки: ящики с готовой продукцией, пустые бутылки, этикетки, пробки, закаточные устройства, тара — одной только готовой водки на 19 миллионов рублей. Опять же в Санкт-Петербурге в феврале нынешнего года два брата сделали на 3,5 миллиона рублей водки «Русская» из спирта «Ройял», попались при реализации ее, через коммерческие ларьки. 10 тысяч бутылок «Пшеяичной» из того же спирта привезли в Москву из Ярославской области — на 16 миллионов рублей. В поселке Цемдолина под Новороссийском сделали 35,4 тысячи бутылок водки и еще осталось более 20 тысяч литров спирта — всего более чем на 100 миллионов рублей. В Самаре намешали водки, коньяка «Арарат» и настойки «Апельсиновая» на 2,3 миллиона рублей. В пригороде Сочи в жилых домах и складских помещениях действовали 4 линии по розливу, как сказано в официальной бумаге, спиртоводяной смеси «Столичная», в производстве которой участвовали 19 рабочих и использовалось 6 грузовых и легковых автомобилей, не считая оружия и радиостанций, настроенных на канал вещания местного ОВД. И так далее, и так далее.

Наиболее пораженными этим бизнесом районами в МВД России считают Москву и Московскую область (не бывает недели, чтобы не было раскрыто подпольное производство), Санкт-Петербург, Краснодарский край, северные территории. Обороты подпольного бизнеса в этих регионах, по экспертным оценкам, составляют сотни и тысячи миллионов рублей. Заместитель начальника главного управления по экономическим преступлениям МВД Борис Терещенко оценивает теневой оборот примерно в половину государственного акцизного сбора от продажи спиртных напитков в России.

Низкая себестоимость исходного сырья, высокая рентабельность, превосходная ликвидность готовой продукции, абсолютное спокойствие общества -все это в совокупности создало чрезвычайно благоприятную питательную среду для расцвета широкой сети подпольных и полуподпольных цехов по производству золотоносного напитка. Дополнительными стимулами послужили длительное, отсутствие в Российском Уголовном кодексе статьи, по которой можно было бы наказать за такой род деятельности, и существовавшее с весны 1992 по лето 1993 года право на получение коммерческими структурами зерна из госрезерва и по госцене для производства спиртного (что позволяло дополнительно «наваривать» на реализации этого зерна другим коммерческим структурам, в то время как водка делалась из технического спирта). До 1 июля 1993 года фальшивоводочников задерживали по самым разным статьям — даже за нарушение разрешенных видов деятельности при занятии кустарными промыслами, хотя все это давно уже вышло за рамки кустарщины. Кроме того, к ним применялись такие статьи, как изготовление крепких спиртных напитков на дому с целью сбыта и незаконное предпринимательство в сфере торговли. По мнению сотрудников МВД, даже теперь, после восстановления государственной монополии на производство крепких спиртных напитков, не найдется региона, который не имел бы своего подпольного производства водки. Тем более что технический спирт в отличие от питьевого до сих пор не запрещено продавать юридическим и физическим лицам в неограниченных объемах. Например, акционерное общество «Красноярекгидролизпром» за прошлый год увеличило реализацию спирта коммерческим структурам с 20 до 69 процентов всего объема своей продукции. Более30 юридических лиц, закупавших спирт у этого АО, оказались поставщиками сырья в подпольные цеха по производству фальсифицированной водки. По всей стране действует сеть по хранению, доставке, оптовой и розничной реализации «левой» водки.

Милиция и вновь созданная недавно Госалкогольинспекция разрабатывают, по крайней мере, четыре направления, по которым развивается современная водочная преступность. Это: изготовление фальшивой водки из отечественного сырья, из привозного сырья; изготовление некачественной водки на государственных предприятиях из государственного сырья и, наконец, неконтролируемый оборот доброкачественных спиртных напитков. Импортное сырье для подпольных цехов чаще всего ввозится в Россию по подложным таможенным документам: технический спирт — под видом спирта «Ройял», а спирт «Ройял» — под видом химических веществ. Нередко применяются документы на якобы транзитный провоз груза через территорию России.

По официальным оценкам, около 30 процентов продукции, произведенной государственными предприятиями, реализуется «налево». Но эксперты, в том числе и работающие в органах МВД, находят эту цифру заниженной. По крайней мере, как с иронией отметил Григорий Заиграев, если, по официальным статистическим данным, в стране в прошлом году произведено более 10 литров абсолютного алкоголя (алкоголя в пересчете на спирт) на душу населения, а реализовано 5 с небольшим литров, то хотелось бы знать: кто выпил все остальное?

Водка не случайно называется жидкой валютой. Похоже, ее теневой оборот в денежном выражении принял уже не меньшие масштабы, чем операции с фальшивыми авизовками. С той только разницей, что фальшивую водку успел попробовать, видимо, каждый мало-мальски взрослый гражданин нашей страны. Тем, кто остался здоров, очень повезло, — как иногда везет в русской рулетке.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта