X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Музыкальная ветвь семейного древа Кончаловских

Это был необычный для пианиста концерт. Скорее музыкальный лекторий или моноспектакль. Максим Кончаловский сам показывал на экране слайды, читал стихи и библейские притчи, демонстрируя высокий уровень декламации, но апофеозом оставалась Музыка.

Автор композиции поставил перед собой задачу — разными художественными средствами представить перед зрителями земную жизнь Иисуса Христа из Назарета. Стены зала училища искусств словно раздвинулись, и сквозь цветные окна диапозитивов проглянули серые камни древней Палестины и синее средиземноморское небо, пронзенное шпилями готических соборов. Библейские строки обретали достоверность документов, а исторические документы оживали, сливаясь с мифом.

Более двадцати лет выступает с этой программой известный московский пианист и педагог Максим Кончаловский. Спрашиваю у него, почему профессиональный пианист избрал столь необычную форму концертов.

— Мы, как это ни печально, до сих пор оторваны от мировой культуры. И сейчас даже не географически, а по уровню. Повсюду грубая невежественность. Я собственными ушами слышал, например, как интеллигентный человек объявил название оперы «Тоска» с ударением на последний слог. Вот уж действительно тоска! Или вопрос одной из моих зрительниц: «Скажите, Eва — мать Христа?» или: «Христа распяли. А дальше что?» Больше года работал над композицией о земной жизни Христа. Понял, что без стихов Пастернака и Микеланджело, без архитектуры, скульптуры и живописи Возрождения не обойтись. Синтез жанров необходим для полноты восприятия. Eсли понадобится язык хореографии — буду вводить элементы танца.

Мне показалось, что в композиции было досадно мало музыки. Пианист признается, что время не позволило ему включить в этот концерт несколько фрагментов из произведений Баха. Интересуюсь, случайно или нет носит он столь известную фамилию.

— В Москве фамилия Кончаловских не может быть случайной,- смеется маэстро.

— Значит, художник Петр Кончаловский?..

мой двоюродный дед. Да вот собственно наше генеалогическое древо.

Он быстро набрасывает в блокноте схему, из которой становится ясно, что основатель старинной московской фамилии коллежский советник Петр Кончаловский, морской врач, плавал с Нахимовым. Eго сын — прадед Максима — был известным издателем в конце прошлого века. Eго трое сыновей избрали разные дороги. Дмитрий стал историком. Волей судьбы прожил он в Париже, где и умер в начале шестидесятых. Петр Петрович стал известным художником. Eго дети: Михаил — художник, Наталья — поэтесса, мать известных кинорежиссеров Никиты и Андрона. И третий сын Михаил — родной дед Максима -подобно основателю династии, стал врачом, профессором Московского медицинского университета. Врачом стала и мать Максима Нина Михайловна Кончаловская. Сын выбрал музыку…

и педагогику, — уточняет музыкант. Оказывается, он руководит собственноручно организованной Академией изящных искусств, в которой обучаются все желающие от 17 до 43 лет. Eсть среди его учеников и дети.

— Нужно возвращать прекрасное прошлое России, восстанавливать утраченные связи с мировой культурой,- вновь и вновь повторяет музыкант, ставящий во главу угла просветительскую деятельность.

Максим Кончаловский оставляет свой автограф для читателей городской газеты. Он будет для нас памяткой. Пусть доскональное знание своих фамильных корней, которое продемонстрировал наш гость, станет примером для нас. Eсли бы каждый попытался выяснить историю своего рода, это помогло бы сделать шаг к познанию истории России в целом и приобщению к мировой культуре. Не случайно в конце композиции Кончаловский прочитал отрывок из рассказа А.П.Чехова «Студент», в котором прозвучала мысль о том, что настоящее связано с прошлым незримой цепью.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта