X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

О тех, кто нами правит

«Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту» — уникальное исследование под таким названием проведено в Институте социологии Российской академии наук под руководством кандидата философских наук Ольги Крыштановской.

Кто правит страной — представители старой номенклатуры или молодая поросль лидеров?

Сегодня в окружении Eльцина люди, никогда не входившие ни в какую номенклатурную элиту, составляют 25 процентов; в правительстве — 26; в региональной элите — 17; в партийной (имеется в виду все нынешнее многообразие партий) — 42; в бизнес-элите — 59 процентов.

Только 10,5 процента пришли к Eльцину при самом Eльцине, 37 процентов приближенных к президенту людей поднимались в брежневскую эпоху; 39 — в горбачевскую.

Вообще, сам процесс трансформации старой советской номенклатуры в новую российскую элиту — материал, достойный пера романистов. Социологами же он исследуется с бесстрастной научной скрупулезностью. Выделяются следующие этапы разрушения номенклатурной системы.

1987 год. Упразднение отраслевых отделов ЦК КПСС. Ослабление контроля партии над экономикой. Создание альтернативной («комсомольской») экономики, выросшей преимущественно из центров НТТМ. Осуществлялась операция под непосредственным патронажем секретаря ЦК КПСС Eгора Лигачева. Воплощал планы партии в жизнь помощник секретаря ЦК ВЛКСМ Константин Затулин.

1988 год. Развитие альтернативной экономики. Начало номенклатурной приватизации «государства государством» (министерства, главки, тресты превращаются в концерны). Ольга Крыштановская считает, что на этом этапе и произошла основная приватизация — задолго до ее официального начала. Этот процесс сопровождался ослаблением роли ЦК КПСС.

1989 год. Первые относительно демократические выборы — новый канал рекрутации в элиту. Перемещение центра власти из ЦК КПСС в Верховный Совет СССР.

1990 год. Республиканские выборы. Разрушение единой финансовой системы СССР. Появление коммерческих банков. Формирование бизнес-элиты. Перемещение центра власти из Верховного Совета СССР в президентские структуры.

1991 год. Окончательное формирование новой российской элиты. Децентрализация элиты.

При трансформации старой номенклатуры в новую элиту перемещались в основном представители советской структуры. Партийная же была дискредитирована и практически полностью ушла. Однако — официально. Неофициально многие представители партийно-советской номенклатуры ведут консультации не только крупных коммерческих, но и государственных структур, их мнение по-прежнему имеет серьезный вес.

Между прочим, показательная деталь: состав народных депутатов 1993 года по сравнению с составом 1990-го отличается большей элитарностью. Кухарки все реже управляют государством. Как и женщины вообще. В правительственной элите женщины составляют всего 2,9 процента. А региональная и бизнес- элита вообще обходится без дам.

И еще среди общих тенденций: в целом российская элита молодеет и умнеет. Между прочим, две трети в окружении Eльцина — доктора наук.

Особое внимание обратили ученые на бизнес-элиту. Просчитали ее состав с точки зрения того, «откуда есть и пошли» бизнесмены наши.

«Комсомольцы» и «физики» пришли в 1987-1989-м. Первые (составляют 17 процентов бизнес-элиты) — выходцы из структур ВЛКСМ. Вторые (15 процентов соответственно) — в основном пришли из научно- исследовательских институтов.

«Банкиры» и «промышленники» появились в 1989-1992гг. «Банкиры», составившие 14 процентов, пришли в бизнес из профессионалов-финансистов. «Промышленники» (23 процента) стали появляться на полгода позже. Их истоки: 56 процентов — кадры министерств, госкомитетов СССР и РСФСР. Директора крупных промышленных структур — 26 процентов.

Кроме основных четырех групп в бизнес-элите ученые выделяют еще две отдельно. Это «самородки» и «элитные семьи».

«Самородки» (5 процентов бизнес-элиты) пытались идти вразрез с общепринятыми нормами и правилами поведения в экономике задолго до процессов, развернувшихся в середине восьмидесятых.

Представители же «элитных семей» (8 процентов) — это дети высокопоставленных родителей, как правило, мидовских работников либо высших слоев культурной и научной интеллигенции.

Однако ядро бизнес-элиты, считают ученые, составляют все же выходцы из среднего слоя общества — инженерно-научная интеллигенция (преимущественно молодежь) и управленцы среднего звена. Прямые связи этой новой элитной группы с номенклатурой политбюро ЦК и ЦК КПСС практически отсутствуют.

А под занавес — несколько замечаний пикантного свойства.

По наблюдениям социологов, подавляющее большинство наших бизнесменов если и не склоняются однозначно в сторону левых убеждений, то уж наверняка придерживаются нелиберальных взглядов на экономику. Многие из них пришли в бизнес, получив огромные привилегии, и теперь они хотят закрепить свое доминирующее положение.

Ученые считают, что, в отличие от партийных структур, имевших строгую иерархию, нынешние элитные структуры строятся на основе клановости, групповщины. Не исключаются и мафиозные принципы их организации.

Ольга Крыштановская утверждает, что, как минимум, 44 процента денег сегодня в России укрывается от налогов.

Надо отметить, что ученые проинтервьюировали практически всех представителей высшей партийной и советской номенклатуры.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта