X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Доктор, забежавший на Эльбрус

Бегать по ровному асфальту? Eще чего. Сосудистый хирург Дмитрий Хомутинин предпочитает маршруты через горы и болота.

Бегом он занимается с 2016 года, его сразу привлекли длинные дистанции — 10, 21, 40, 100 километров, Хомутинин стремился пробежать все больше, да еще и так, чтобы сложно было.

— Меня больше интересует бег по пересеченной местности. Когда бежишь, ты должен контролировать тело, потому что под ногами почва неровная, где-то грязь, где-то сучья, и все это нужно обегать. А вокруг красота, природа! Поэтому в трейлы я и ушел.

А в 2017 году он узнал о забегах на Эльбрус Red Fox Elbrus Race, где проводится кубок Победы в честь воинов, которые защищали Кавказ от немецких захватчиков и на этом вулкане удерживали позиции. Врач сразу загорелся идеей участия.

— Представляете, люди могут забежать на самую высокую точку России и Eвропы!

На старт!

В 2017 году доктор только мечтал о том, что когда-то этот забег совершит. В 2018 году захотел участвовать, но вот беда — в это же время проводилась аритмологическая конференция, поэтому мечта перенеслась на год. За это время хирург решил основательно подготовиться к забегу. Опыта бега в горах у нас не получить, приходилось тренироваться в искусственных условиях: бегать по лесам и беговой дорожке, поднятой на 20 градусов. В 2019 году, также в рамках подготовки, Дмитрий с женой Мариной решили совершить пешее восхождение на Эльбрус.

Но на эту вершину высотой 5642 метра нельзя подняться за один день. Для туристов там организованы акклиматизационные выходы, чтобы организм подстроился под высоту. Каждый день нужно было подниматься чуть выше, чем в прошлый, а потом спускаться в лагерь на высоте 3800 метров.

— А в последний выход предполагается штурм. Люди в два часа ночи стартуют и идут на вершину, чтобы встретить там рассвет. Хирург рассказывает, что даже завязывание шнурков вызывало одышку. Потому что кислорода не хватает. А некоторых может даже настигнуть горная болезнь, так называемая горняшка — это когда на высоте недостаток кислорода приводит к отеку легких или мозга.

— Тогда с нами двое не смогли взойти, им стало плохо. Причем это может быть не связано со спортивной подготовкой. Даже у мощных триатлонистов такое может случиться. У 80 процентов людей возникают головные боли. Избыточная жидкость плохо выводится, поэтому одна из рекомендаций для горных путешествий — это прием мочегонного. В первый раз мне было сложно восходить, во второй стало намного проще, организм запомнил ощущения.

Да, в 2019 году в забеге также не удалось участвовать из-за работы, в 2020-м началась пандемия, и забег отменили. Но в августе 2020 года Дмитрий и Марина все равно снова отправились на Эльбрус.

— На этот раз я решил, что пока группа, как обычно, будет делать акклиматизационные выходы, я начну тренироваться забегать на вершину, и в один из дней у меня получится, — вспоминает доктор. — Когда у группы был выход на высоту 4700, я решил, что добегу туда и, если время позволит, то на вершину побегу. Но в этот день непогода стояла жуткая, видимость 10 метров, и получилось только до 4700 добежать, а там уже ничего не видно. А потом через два дня совершил обычное восхождение.

И в мае 2021 года Дмитрий Хомутинин снова отправился на Эльбрус.

Внимание!

Спортсмены, рассчитывающие, что акклиматизация позволит им показать лучший результат, прибыли на Эльбрус за пару недель до забега, который планировался 7 мая. Но работа не позволила Хомутинину приехать заранее, а только за четыре дня до гонки.

— Туда приехали такие заряженные спортсмены, ФСБ, МЧС, Росгвардия… И я, доктор, затесался! Но взял с собой флаг ОКБ N 1, чтобы показать, что и у нас есть бегуны.

Акклиматизироваться врач успел, каждый день по канатной дороге он поднимался на высоту 3800 метров и устраивал пробежки, чтобы быть готовым к скоростному подъему.

5 мая был квалификационный забег — вертикальный километр. Участники стартовали с высоты 2400 и бежали до 3400 метров. И те, кто укладывались в лимит времени, допускались к забегу на вершину.

— Лимит я выполнил с большим отрывом. На основной забег можно было также стартовать с 2400, оттуда продвинутые спортсмены обычно бегают. Я был в забеге с 3800. Я сначала записался на тот, что проще, но потом воодушевился и решил: чего я вообще сюда приехал-то? Бояться?

Марш!

Вооружившись трекинговыми палками, страховочной системой и кошками (приспособления с шипами для ботинок, чтобы не скользить), спортсмены двинулись вверх.

— Борьба развернулась серьезная, кто-то сразу выбился в лидеры, некоторые сходили с маршрута, — рассказывает Хомутинин. — Был опасный участок, где сплошной лед. Там были натянуты перила, и нужно было к ним пристегиваться карабином. Идешь на узле, а если кого-то обогнать нужно, то так и говоришь: «Я тебя сейчас обгонять буду!» Он останавливается, и ты перестегиваешься перед ним.

На высоте в 3800 метров нужно было приодеться, так как чем выше, тем холоднее. А Хомутинин пренебрег варежками.

— Так я пробежал 900 метров, пальцы сильно мерзли. Но не хотелось терять время, снимать рюкзак. Благо на высоте 4700 попросил судей помочь, и руки оказались в тепле.

На этой же высоте спортсменов развернули вниз: на вершине была непогода. Оставшиеся 942 метра приходилось бежать вниз по горе.

— Обидно немного, что на вершину забежать не получилось. Но зато я прибежал 64-м из 80 участников моей дистанции.

?.В июне он планирует восхождение на Белуху, а в августе отправится с Мариной и друзьями на Килиманджаро. Так что поводов поболеть за хирурга у нас будет много!

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта