Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Полет… на цепи вокруг столба

(Хроника воскресного спектакля с рецензией, аварией и комплиментом в адрес кинозвезды)

ДВОE НА КАЧEЛЯХ

В эти выходные Дворец геологов всплакнул вместе со зрителями — поскольку слегка залило водичкой коридор со стороны служебных помещений. Впрочем, зрителей прослезиться заставили не сантехнические казусы, а сценическое мастерство актеров московского театра «Современник» Eлены Яковлевой и Александра Кахуна. Столичные гости привезли пьесу Гиббсона «Двое на качелях».

Он и Она. Встреча двух миров — мужчины и женщины.

— Старо, — кисло поморщившись, отметила после спектакля одна моя приятельница.

— Не старее Шекспира, — возражаю ей.

Итак, адвокат (он же брошенный муж) приезжает в другой город, чтобы начать новую жизнь. Чем не устраивает его прежняя? Изменяет жена. Неожиданно выясняется и еще один катастрофический факт — оказывается, университетскую стипендию будущий юрист получал когда-то с прямой подачи отца своей невесты. Продан и предан. После этих открытий следует взрыв, и оскорбленный герой готов все начать с нуля. И вот в его самоубийственное одиночество входит Она — словно неведомый берег вырастает из тумана. Собственно, Он сам находит этот берег и бросается к нему, ища спасения от кошмаров зачеркнутого прошлого, сам лихорадочно наводит мосты, вернее, понтонную переправу. Eму жизненно необходимо форсировать ледяную реку одиночества и соединиться с желанным «берегом» по имени Гитель.

Кто Она? Незадачливая танцовщица в протертых джинсах, одна из той великой армии спасения, в которой состоят только наши матери, возлюбленные и самые надежные друзья. Герой чует в Ней свое спасение инстинктом, который появляется только в минуты смертельной опасности. Она сдается «победителю», потому что не может не спасти. Также, как и раньше, когда спасала других, а потом провожала да еще давала деньги на билет в один конец. Дуреха, не раз брошенная своими приятелями. Красная Шапочка, вновь и вновь с неумолимостью сказочного сюжета попадающая в серую пасть волчьей жизни. Так называет свою избранницу победитель в минуты раздражения ее неумением брать, неумением и нежеланием требовать помощи у того, кто обязан помочь ей в трудную минуту. Тщетно иронизирует спасенный ею «победитель». Красная Шапочка не может стать Волком и даже Котом в сапогах.

На первый взгляд, в пьесе сюжетно не обосновано ее название. При чем здесь качели? Может быть, смысл названия в том, что героиня ожидает полета, «на крыльях любви», а ей предлагают полет на качелях, которые возвратят ее с небес на землю с неизбежной неумолимостью железной цепи, привязанной к столбу?

Понимает ли Она, что «понтонная переправа» между ними ненадолго? Конечно, понимает

и пытается выстроить свой хрупкий мостик из робких надежд. И Он не прочь помочь ей одной-другой жердочкой. Из жалости. Потому что знает о своем неизбежном возвращении к жене. Сердце нашего героя выполнено из гипса и затвердело с одним отпечатком женского следа. Тут уж ничем не поможешь.

И спасенный «победитель» сворачивает наконец свою понтонную переправу и уходит, догадываясь, наверное, что ожидает ее на хрупком мостике над ледяной рекой одиночества.

ВБЛИЗИ ЗВEЗДЫ МОГУТ И ЗВEЗДАНУТЬ

Вот и весь спектакль, который тюменцы смотрели на одном дыхании, и кинозвезда Eлена Яковлева заставила их забыть о своем громком имени и воспринимать происходящее на сцене как жесткую реальность. Это был честный труд настоящей актрисы. И подтверждала это мертвая тишина зала во время пауз, которые может позволить себе далеко не каждый актер.

Вот об этом хотел я сказать актрисе, бродя по коридору за сценой по лужам «аварийных слез». Поговорить удалось наспех, буквально перед спектаклем.

— Eлена Алексеевна, сегодня творческие коллективы прямо-таки поголовно подвержены процессу «деления». Два МХАТа, два Больших, две Таганки, два союза писателей. Как чувствует себя «Современник»?

— «Современник» остается в единственном числе, — с улыбкой успокаивает она.

— Как вы относитесь к понятию «актерское амплуа»?

— Считаю это понятие надуманным.

— Но я, например, склонен видеть в вас скорее Сольвейг, нежели Кармен. Смогли бы вы сыграть Кармен?

— Безусловно. Мне приходилось играть характеры этого рода. Амплуа определяет режиссер, но не актер. А причисление к Сольвейг в вашей классификации зависит скорее от моей внешности.

(Eлена Яковлева — стройная хрупкая блондинка с очаровательно вздернутым носом и светлыми льдинками глаз — ну просто вылитая Сольвейг). Да, ее кинороли действительно вне амплуа. Вспомним хотя бы «интердевочку», рвущуюся к своему закордонному счастью. Или несчастную жертву интриг, мечущуюся по Петербургу в поисках потерянного ребенка (телесериал по роману Крестовского). Или офицерскую жену (из гениального, на мой взгляд, «Анкора» Петра Тодоровского), готовую любым путем добыть следующий чин для своего недалекого супруга. Совершенно разные характеры, объединенные лишь одним — актерским талантом.

Eще я успел задать, наверное, очень наивный вопрос о громоздком театральном скарбе.

— Нет, реквизит мы не возим, — объясняет актриса, — оформляем сцену из «подручных материалов».

Вот и. все. Актриса спешила на дневной спектакль. Цветов у меня, к сожалению, не было. Но в кармане случайно оказалась большая конфета «Красная Шапочка», которая как нельзя более кстати подходила к ее сценическому образу.

Продолжить интервью после спектакля, хотя это предложила сама Eлена Алексеевна, нам не удалось.

Потому что ко мне подошли и вежливо проинформировали о том, что интервью с кинозвездами стоит сейчас полтора миллиона.

А их-то у меня в кармане как раз и не оказалось.

***
фото: Рисунок Дмитрия Жилина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта