X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Такие разные. Такие классные

В пятницу в актовом зале средней школы N 17 состоялся суперфинал конкурса классных руководителей, затеянный комитетом по образованию администрации Ленинского района.

Жаль, было мало зрителей. Лишь горстка болельщиков, пришедшая посочувствовать конкурсанткам. Они болели. А остальным было трудно определить свои симпатии. Как трудно было и жюри. Потому что четыре претендентки на звание «Классный руководитель года» были действительно классными руководителями. Каждая — блистала. Каждая была достойна звания. И каждая — по-своему.

И с первого же конкурса («Здравствуйте, я классный руководитель») мои зрительские симпатии разорвались на четыре части. Вера Забалуева из школы N 28 рассказала о себе… в стихах. Алла Гайсина (школа N 32) вдруг нахлобучила бейсболку (как положено, задом наперед) и спела-станцевала о своей работе в стиле «рэп» (все были страшно поражены, а потом бешено аплодировали). Лариса Бабинова (школа N 65 — там она, кстати, работает заместителем директора по воспитательной работе) очень просто и безыскусно сказала о себе (именно сказала, а не рассказала; сразу представилось, что она так и с учениками разговаривает: наверное, им это должно импонировать). Лидия Русакова, заслуженный учитель из школы N 4 (ей по жеребьевке пришлось выходить к микрофону первой), сразу поразила искренностью и глубоко пережитым. Она сказала: «Уже пятнадцать лет я занимаюсь тем, во что не верю, — воспитанием детей. Я могу развивать то, что заложено в детях. А если не заложено — я могу лишь корректировать их поведение».

Второй конкурс, как предполагалось, станет самым сложным для участниц. Хорошо описывать свои педагогические таланты на словах, и даже хорошо показать их на своих детях, в своих классах. В этот раз перед конкурсантками уселись на стульчиках, сложив ручки на коленях («как послушные»), совсем незнакомые дети. Чужой класс из чужой школы. С табличками на груди — «Ваня», «Алеша», «Наташа»…

«Здравствуйте, представьте, что я ваш новый классный руководитель», — слышали они и пытались представить. У старшеклассников это выходило не очень хорошо: они стеснялись, кокетничали перед педагогической аудиторией («из районо!»). Зато малыши Аллы Гайсиной (она классный руководитель третьего «В» класса в своей антипинской школе, и для конкурса ей предоставили такой же третий класс), кажется, этой игрой увлеклись всерьез. Они даже не косились на публику, как старшие. они не сводили глаз со своей новой учительницы. А уж учительница старалась. Поиграли в разминку — физзарядку-считалку:

— А ну-ка, подпрыгни, как я! (Алла Александровна подпрыгивает).

Подпрыгивают на стульях.

— А ну-ка, мяукни, как я! (Алла Александровна мяукает).

Все восторженно мяукают, хлопают в ладоши, топают ножками, проделывая все комбинации вслед за педагогом. Потом вместе позанимались «африробикой» (Как удав вертит хвостом? — Eрзают на стульях, хороший массаж. — Как жираф головой качает? — Вот так и качает…) Поговорили и о серьезном — об осени, за что мы ее любим (за плоды, за яркие краски, «за то, что начинаем учиться», — сказала одна девочка, чем вызвала сочувственный смех в зале), какие песни про осень знаем («Что такое осень — это небо»,- сразу назвал один мальчик), и так далее.

Ну, в общем-то, старшие ребята тоже смогли расслабиться. Когда Вера Павловна Забалуева предложила «своим» семиклассникам поиграть в бабок-ежек, я думала, что они откажутся. Нет — девочки в модельных туфельках на каблучках спокойно (покорно? — я не поняла) засовывали свои ножки в оцинкованное поломойное ведро, хватали веник и прыгали наперегонки. И не жалко им было модельных каблучков, зато весело. Лариса Бабинова предложила ученикам заменить актеров в театре и сыграть импровизированную сказку, про любовь. Дети охотно и очень талантливо изображали деревья, птиц, луну, занавес, только очень скованными были главные герои — принц и принцесса, в финале пьесы поженившиеся. Тоже все смеялись, даже жюри.

Лидия Николаевна Рушкова во втором-третьем конкурсе (они проходили неразрывно, чтобы избежать путаницы с классами, которые менялись и уходили, получив хорошие книжки на память об участии в конкурсе) завладела вниманием своих «подставных учеников» чем-то совершенно иным. Потом, в последнем конкурсе «Мое хобби» она сама сформулировала: «Я лишена многих талантов. Я не умею петь и танцевать, у меня нет слуха, я не играю на инструментах… Все, что я умею делать, — это разговаривать».

Лидия Николаевна разговаривала с учениками. Eсли выдается свободный урок, «окно», все собираются в классе и учитель разговаривает. «У нас это называется «вольная болтовня», — объясняет Лидия Николаевна. — Мои ребята даже признавались, что «иногда ваша вольная болтовня для нас оказывается важнее, чем уроки». И Лидия Николаевна приводит пример — рассказывает о том, как ходили в поход, в горы, а родители пожалели своих чад и украдкой вынули из сложенных рюкзаков перед самой отправкой пару банок консервов, килограмм крупы… И как в походе еда кончилась. И как ели без хлеба сваренные в кипятке без соли последнюю банку рыбных консервов с банкой каши с мясом. И как вечером в палатке играли в садомазохистскую игру «Кто что хочет съесть» — бананы, торты, конфеты, а одна девочка все просила хлеба, и как потом отправили старших ребят (а многие бывшие ученики Лидии Николаевны не покидают ее) в соседний город за продуктами, и что было, когда они вернулись…

А потом, не теряя времени (на импровизированный классный час по программе конкурса отводилось всего пятнадцать минут), Лидия Николаевна перешла к другому, а всем, кажется, хотелось попросить ее продолжать «вольную болтовню»… Но не успели попросить и уже увлеклись игрой: «Ребята, посидите, как принцесса… а теперь — как побитая собака… а сейчас — как торжествующая собака»… Потом вместе разрабатывали коллективное мероприятие — вечер вежливости.

Затаив дыхание слушали рассказ Русаковой о ее хобби. «Слово без подручных средств», так она его назвала. Лидия Николаевна снова рассказывала. О том, как каждый год с классом в лицейский день она приезжает в Царское село… И встречает там, на аллеях, своих давних и недавних выпускников. Шаг за шагом, — так, что все смогли увидеть, как наяву, — живописала это удивительное путешествие, сожалея и извиняясь, что так мало времени, что придется оборвать повествование.

— Как можно сравнивать в одном конкурсе этих педагогов? — недоумевал фотокорреспондент нашей газеты Сергей Киселев. — Они такие разные!

Действительно, разные. И, пожалуй, не. конкурс вышел, а смотр. Но не парад методик, а парад талантов. Педагогов. Личностей.

Ведь чаще всего учителей любят не тех, кто силен в преподавании предмета, а тех, кто по-человечески интересен и близок. Особенно это касается классных руководителей.

Как не любить классного руководителя, если он прекрасно танцует, как Лариса Бабинова? (И, главное, если он не скрывает это, как директор школы, в которой училась я. На выпускном вечере вдруг оказалось, что он играет на гитаре и поет. Но было поздно). Или если он такой зажигательный и «без комплексов», и такой артистичный, и мечтает создать при школе МХАТ — «Малый художественный антипинский театр», — как Алла Гайсина? Или если он такой энергичный и затейливый, как Вера Забалуева? Или если он ведет нас в неведомый и удивительный мир, как Лидия Русакова?..

Что же еще добавить? Жаль, что так мало зрителей было в тот солнечный день в актовом зале средней школы N 17…

P.S. Eсли это важно, то — итоги конкурса. По сумме баллов в суперфинале лидировала Алла Гайсина. Она же получила приз зрительских симпатий — хрустальную вазу. Но, с учетом предыдущих, закулисных, этапов конкурса, первое место и звание «Классный руководитель года» завоевала Лидия Русакова. Она же получила специальный приз за лучшую разработку внеклассного мероприятия. Третье и четвертое место получили соответственно Вера Забалуева и Лариса Бабинова. Все участники получили цветы, фены и денежные призы (200, 150, 100 и 100 тысяч рублей — за первое, второе, третье и четвертое место).

Eсли это так важно.

***
фото: Лариса Бабинова;Лидия Русакова;Алла Гайсина;Вера Забалуева

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта