X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Последний рейс «Ориона»

Табель о рангах

В разных официальных документах место героя этих заметок в литературе обозначается так: детский писатель. Как бы «литератор второго ранга». Мол, та же фабрика, что и у Гаврика…

Спорить, наверное, бессмысленно. Лучше сошлемся на мнение великих деятелей культуры. Так, например, режиссер Станиславский говорил, что для детей нужно играть так же, как для взрослых зрителей, только лучше, тоньше. Маршак, замечательный поэт и переводчик Шекспира, то же самое говорил и о писателях: так же, как для взрослых, но лучше.

Вот такая получается табель о рангах. А я думаю, что в каждом уважающем себя тюменском доме среди книг найдется целая полка, а то и две с крапивинскими томиками. Сам писатель предоставил нам для этого широкие возможности. Первую повесть «Рейс Ориона» он написал 60 лет назад. В прошлом году Крапивина не стало, а книги его продолжают переиздаваться.

Наш город — родина Славки с улицы Герцена, как Крапивин любил себя называть, — продолжает отмечать заслуги писателя и почетного гражданина Тюмени. Центральная детская библиотека, что на улице Харьковской, в ожидании присвоения ей имени Крапивина. Согласно решению мэра города Руслана Кухарука идет работа над проектом сквера Крапивина в самом центре Тюмени, на улице Ленина. Этот проект создает группа архитекторов под руководством Артема Павлюченко, заместителя директора городского департамента земельных отношений и градостроительства.

Eсть повод поговорить с ним о литературе и о писателе Крапивине.

Разговор со строителем о писателе

— По моим ощущениям, — говорит Артем Павлюченко, — Владислав Крапивин — это исконный, настоящий тюменец. Человек из Тюмени, из города деревянного зодчества. Он — носитель светлой идеи развития молодого поколения, поколения наших детей. И в культурном плане для меня Тюмень неотделима от Крапивина.

— Разве этому не противоречит очевидное — тяга писателя и его героев к дальним морям и к космическим мирам? От нас до любого теплого моря три года скачи — не доскачешь.

— Земля, моря, космос — огромный мир, но для Крапивина Тюмень расположена в центре этого мира. Поэтому в нашем проекте мы попытались соединить большое пространство с теплом и уютом сибирского города. В сквере как бы станет звучать голос писателя в цитатах из его книг, размещенных на специальных арках. Мы хотим сформировать в сквере уютное пространство, которое бы ассоциировалось с Крапивиным и его книгами. Мы думаем, что место для сквера выбрано очень удачно. Тот самый Славка с улицы Герцена тысячи раз проходил-пробегал здесь — в школу, в библиотеку, в булочную за хлебом, на колонку по воду.

— И если прислушаться, то, наверное, можно расслышать топот его сандалий, о которых он упоминает в книжке «Та сторона, где ветер». Или хотя бы представить себе эти звуки.

— Я думаю, что да. О морских просторах, о каравеллах, о которых мы читаем у Владислава Крапивина, в этом сквере станут напоминать изображения наполненных ветром парусов над палубами каравелл.

-А я бы хотел здесь увидеть некую площадку в форме палубы парусника, той же каравеллы, у них ведь небольшие размеры. От носа до кормы метров 20, и от борта до борта меньше десяти метров. На такой площадке могли бы собираться почитатели крапивинских книг, а в случае необходимости — вот и сцена небольшая…

— Интересно. Территория очень маленькая, но я думаю, что мы это реализуем.

Архитекторы в команде корабля

— Погружение в крапивинскую тему — как это случилось?

— Для меня лично и для наших архитекторов, которые занимаются проектом, это большая честь.

— Правда, что ли? Я понимаю, если бы речь шла, допустим, о сквере, который станет носить имя маршала Жукова…

— Потому что это — наше, родное. Это один ряд слов: родина, Тюмень, Крапивин.. Да, мы старались, чтобы сквер был интересен. Понятно, что с одной стороны — это общественное пространство, а с другой — это территория, прилегающая к жилым домам. И поэтому надо и сохранить здесь некоторую приватность для жителей дома, и сделать общественным местом. Поэтому большое количество зелени будет отделять эту территорию от жилья. А тут можно собраться, посидеть на лавочках.

— В нашем разговоре мы погружаемся в этот существующий только в мыслях и схемах сквер, видим, как каравелла уходит в неизвестный еще и не очерченный на капитанской карте океан…

— А сначала мы занимаемся всей улицей Ленина.

— Мы — это кто?

— Наш департамент земельных отношений и градостроительства, где я — заместитель директора. А сначала, когда я был начальником управления градостроительного планирования, то вместе со Светланой Борисовной Капелевой мы разрабатывали концепцию улицы Ленина. Тогда долгострой на Ленина еще стоял, и мы предлагали его снести и разместить на его месте озелененную территорию, сформировать зеленый каркас города.

— Кажется, на этом месте предполагалось предприятие общественного питания?

— Там вообще-то было целых три варианта. Потом случилась корреляция этих видений, была принята идея сквера, в том числе по вашей инициативе. Мы попытались уйти от транзита улицы, соединить ее с прилегающими территориями. Сегодня это улица-коридор. А мы хотим ее разнообразить, добавить озелененных территорий и принести сюда смысл Крапивина, как мы это называем. Почитали биографию Владислава Петровича, чем он занимался. Департамент культуры совместно с библиотечной системой предоставил нам самые известные цитаты из его книг, и мы их разместили на архитектурных элементах. Представьте, человек придет в сквер, где будут стоять арки в виде книг, на них вырезаны эти тексты. Они знакомят нас с мыслями писателя — такая форма общения с автором, да? А потом уже захочется открыть его книги.

— А у человека не появится чувство, мол, все, посмотрел и уже знаю Крапивина? Эта цитатность не станет альтернативой крапивинским книжкам? Как этого избежать?

— Через иллюстрации к книгам. Вот, например, каравелла, история этого парусника. Не секрет, что далеко не все знают, кто такой Крапивин, о чем он писал. А на фасаде дома, обращенном к скверу, будет изображение каравеллы. Вот загадка: здесь Тюмень, а почему каравелла? Почему морская тематика? Это как раз может заинтересовать и побудит читателя найти его книги…

— Eсли представить сквер как каравеллу, то куда он должен плыть?

— Трудный вопрос.

Теперь уже лично известен

— Вы уже озвучили свои шаги в тему. Было в этих шагах личное узнавание Крапивина? Для тех, кто знал его, Крапивин продолжает жить в книгах, там звучит его голос. А для архитекторов, может быть, впервые открывших эти страницы? Стала эта тема чуточку личной?

— Безусловно.

— Каковы ощущения?

— Сложный вопрос. Крапивина я не знал. Как и все остальные, я думаю. Мы не хотели идти по накатанному пути — поставить скульптуру или бюст Крапина, как у нас привыкли делать. Это прецедент, и мы встанем грудью. Хотя уже приходили люди, готовые спонсировать. Мы хотим, чтобы Крапивин стал для каждого своим. Ведь скульптор, создавая портрет, тоже вкладывает в него частичку себя и частичку своего понимания, своего видения.

— То есть вы хотите, чтобы каждый искал своего Крапивина?

— А не скульптуру запоминал. Даже в озеленении должна угадываться любовь Крапивина к деревьям. Мы пытаемся посадить там любимые им тополя. Два вида тополей. И каждый, кто придет сюда, должен найти для себя своего Крапивина.

— Крапивин был для каждого читателя разным, но своим. Подвижный в подвижном мире. Eго меняющийся образ. Ветреный? Нет, лучше — переменный… Не зря же он так любил играть с ветром, запуская своего воздушного змея. А вы успеете это сделать ко Дню города?

— Ко Дню города? Хорошо, если ко дню рождения писателя — к 14 октября. Октябрь — удобно для работы. Будем надеяться, будем стараться.

— Кто в нашей команде?

— Сквер Крапивина делали два архитектора — Eлена Мальцева, главный архитектор проекта, и Ольга Гулик, ведущий архитектор из управления градостроительного планирования.

— И все решается голосованием?

— У архитекторов, несмотря на разные мнения, есть общее понимание и общее видение.

Разговор со строителем о красоте

— У поэта Николая Заболоцкого есть строки:

«.что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

— А для вас что есть красота? Должно ли в городе быть красиво?

— Я думаю, да. Конечно, город воздействует на людей.

— Вправе ли мы, говоря о городе, использовать такие открытые критерии, как «красиво» или «некрасиво»? Хотя это восприятие совершенно индивидуально.

— (вздох) Недавно один архитектор сказал об обсуждаемой работе: «Вот это должно быть красиво!» Архитектура классическая — она красивая. Конечно, это субъективно, но мне кажется, город должен быть таким, в каком хочется жить. Вот улица Дзержинского. Когда я учился в строительном, я не знал ее. А многие и сейчас не знают. А я ею занимаюсь с 2018 года. Мы с этой улицей на конкурсе зодчества заняли третье место. Сейчас я иду на работу и стараюсь пройти по улице Дзержинского. У нее есть душа. Но бывает красиво, а без души. А красиво-некрасиво — это субъективно.

— Eсть общие каноны красоты.

— И в архитектуре бытует фраза: здание красиво стоит. Вопрос красоты в притягательности сооружения. Бывают даже красивые развалины.

От автора: И что есть красота, уважаемый читатель?

***
фото: Пустырь на улице Ленина сегодня (фото Анастасии Богдановой);Макет будущего сквера;Владислав Крапивин, командор клуба «Каравелла» (тюменская телестудия 1970-е гг.);Перекресток улиц Ленина и Челюскинцев (рисунок В. Крапивина);Картинка из будущего — сквер Крапивина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта