X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Игра в сапера на огороде

Садоводческие товарищества под общим названием «Колос», только разделенные нумерацией с первого по четвертый, в городе считают дачами сельхозинститута. Хотя сотрудников вуза здесь почти не осталось, да и вуза того нет.

Столько воды утекло с 1964 года, когда впервые заговорили о том, чтобы выделить земельные участки преподавателям и сотрудникам. Желающие приобщиться к загородной жизни на шести сотках тут же нашлись. И оказались очень прозорливы: через два десятка лет деревня Воронина стала частью города. Земля подорожала, участки стали считаться престижными. Впрочем, тогда об этом не думали, рассказывает профессор, доктор сельскохозяйственных наук Александр Стефанович Иваненко.

— Участки выдавались сотрудникам вуза, вероятно, чтобы поощрить за какие-то особые заслуги?

— Профком вывешивал объявление, принимал заявки, и участки раздавали всем желающим, и не только из аграрного университета, но и горожанам, не имеющим отношения к вузу. Была здесь дача и вашего главного редактора.

По организационной форме это садоводческое некоммерческое товарищество. В нашем «Колосе-4» больше двухсот участков. Многие дачники уже сменились. Я бы сказал, даже не одно поколение.

В первом «Колосе» участки были розданы в 1964 году, а в четвертом — в 1992-м. Потом его расширили раза в три, завершили формировать в 1995-м. Тут самые обычные дачи: огороды, небольшие домики, хозпостройки.

— Наверное, много было заявок и желающих получить землю?

— Да. У каждого свой интерес, не только садоводческий. Было, что оформляли участок и продавали его. Но все же в основном для огорода. Построили дома, заборы, пробурили скважины. Устроились неплохо.

— Земли, на которых появлялись дачи, — сельхозинститута или города?

— Это земли учхоза. А моя дача оказалась на месте полигона, где в войну проводились испытания оружия. Я только что поливал свеклу и нашел стреляный патрон от пистолета. Такие находки здесь не редкость. Когда еще начинали обживаться, сосед предупредил, что вскапывать землю нам надо осторожно, потому что можно наткнуться на оружие. Здесь пристреливали минометы, не все снаряды сдетонировали. У него было пять таких находок.

А где первый «Колос» располагается, там были огороды воронинских крестьян. Второй и третий «Колос» тоже на огородных землях располагаются.

— У вас еще и археология получается. А вы сами дачей занимаетесь?

— Конечно. Я с самого начала участвовал даже в разметке проекта СНТ: с соседями отмечали дороги, участки, кому, сколько и где выделить. Участки были большими, по десять соток, хотя первоначально шли стандартные четыре сотки на дачника. Но законодательство изменилось, стало возможно их увеличить.

— Большой участок. Не тяжело справляться с таким объемом? Это ж столько работы!

— Ну, все же не в один день. Сегодня одно, завтра другое делаешь. Нужно и полить, и прополоть, и урожай успеть собрать, пока его муравьи не сняли. Хорошо, хотя бы дроздов в нашей части нет.

— Дача в соседстве с коллегами мне представляется все же авантюрой затеей. Это место, куда мы стремимся уехать от рабочих забот, отдохнуть от коллективного и уделить время личному…

— Такого не замечал. Даже на собрания, когда они проводятся, не все приходят. Eсть, конечно, и такие настроения, что, мол, надоели на работе, хочу отдохнуть ото всех. Но сейчас большинство моих коллег уже на пенсии. Встречаемся как старые добрые знакомые. Здесь было поле. Мы своими руками создали здесь поселок.

***
фото: И действительно, дачи как дачи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта