X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Железный экочеловек

Паскаль говорил, что человек — это сгусток противоречий. Так люди, осуждающие одни дорожные нарушения, совершают другие, порою более грубые. Может, поэтому веган и сортирующий мусор экоактивист Анатолий Вакуленко все же водит автомобиль на ДВС, вредящий окружающей среде?

Ведь автозаводы выпускают в мир множество вредных отходов, это и отработанные электролиты, и щелочные травильные растворы, и загрязненные промывные воды. А автомобиль со средним расходом топлива восемь литров на сто километров за 800 километров оставляет углеродный след в 0,14 тонны.

Анатолий, как так?

— Да, к сожалению, у меня не электромобиль. Но машину я использую довольно редко. На права сдал в 2018 году для галочки и после этого не ездил до осени 2020 года. Активно использовал автомобиль до весны 2021 года, была морозная зима, и я съехался со своей девушкой, а мы работаем в одном месте. Нам было удобно так ездить.

Примечательно, что почти двухметровый Анатолий владеет очаровательным синим «дэу матиз». Он часто шутит: чтобы с комфортом им управлять, приходится снимать передние сиденья и садиться на задние. Но на деле этот автомобиль просто не такой уж и маленький.

— Это самый интересный автомобиль в моей жизни. Я в нем помещаюсь с комфортом, лучше, чем, например, в «фольксвагене поло», на котором я учился водить. Там у меня нога не помещалась между рулем и приборной панелью «Матиз» — удобная маленькая машина, ее будто можно в карман поместить, или если ты где-то застрял, то можно поднять и перетащить. Городскому транспорту стоит быть компактным, это удобнее и проще, позволит более эффективно использовать площадь города, больше машин сможет припарковаться. Не понимаю, зачем нужны джипы. Чтоб можно было на бордюрчик заехать? Отлично… Eдинственное оправдание им — поездки за город. Но большинство говорят, что покупают джип для этого, но в итоге выезжают куда-то далеко раз в год.

Анатолий сказал, что ездил с девушкой на работу и обратно. Так почему бы не пользоваться общественным транспортом?

— Прежде всего я хотел улучшить навыки вождения, чтобы с друзьями ездить туда, куда не дойти пешком и не доехать на автобусе. Такое пользования я считаю оправданным. А так я всеми руками за общественный транспорт, за ним и за электрокарами будущее. Но в этом будущем нет места маршруткам, это скорее не средство передвижения, а средство унижения, учитывая их загруженность. А вот автобусы, троллейбусы, трамваи и метро — это суперкрутая вещь. В июле я побывал в Москве, Санкт- Петербурге и Казани и пользовался только общественным транспортом. Это большие города, и там он очень хорошо развит. Мне кажется, это самый адекватный способ передвижения, он позволяет перевозить много пассажиров на большие расстояния быстро за приемлемую цену, не создавая пробок, огромных выбросов углекислого газа и тем самым не так сильно вредя экологии.

В Тюмени с общественным транспортом лучше, чем в большей части России, но не идеально. Анатолий считает, что основная проблема тюменских автобусов в нелогичном построении маршрутов. Ведь многие из них пересекаются процентов на восемьдесят; например, 11-й и 30-й. И человеку, особенно приезжему, сложно понять, какой из них выбрать. Да и от этого автобусов становится слишком много. А ведь есть схема проще, когда существуют основные магистральные маршруты и подвозящие. Смысл в том, что ты на подвозящем без проблем доезжаешь до хаба, который мог бы располагаться, например, в районе Центрального рынка. Центральные маршруты курсировали бы на улицах Ленина и Республики, а подвозящие — в отдаленных уголках города. Но тут важно, чтобы эта схема работала по особым тарифам, не как сейчас. Должна быть более гибкая тарифная сетка, что- то вроде бесплатной пересадки в течение 30 минут либо с какой-нибудь скидкой.

Но, может, дешевле пересадить горожан на велосипеды?

— В прошлом и нынешнем году я весь теплый сезон я ездил на велике. Но это все-таки сезонный транспорт. Eсть, конечно, умельцы, которые и зимой на нем гоняют без проблем, но я не из таких.

Анатолий отмечает как положительную тенденцию развитие системы проката самокатов и велосипедов. Да, уличить его оказалось сложно, он ведь даже штрафов от ГИБДД ни разу не получал. Да и попадал только в одно ДТП и то по неопытности. Eхал по Стреле, и нужно было съехать на улицу 50 лет ВЛКСМ, для этого перестроиться в правый ряд. А там шла «газель», только что въехавшая на путепровод. Анатолий не мог подстроиться под нее: если бы притормозил, то пропустил бы свой съезд, и парень решил наоборот ускориться. Но его занесло, инстинктивно он крутанул руль в противоположную сторону и впечатался в ограждение. Ремонт обошелся в 27 тысяч рублей. Но Анатолий считает это полезным опытом и платой за него.

— Как в идеальном мире можно использовать личный транспорт?

— Считаю, что личный транспорт в большинстве случаев не нужен. Хотя есть определенные профессии, когда тебе нужно много разъезжать по городу, если ты, например, прораб… Я понимаю и людей с семьями, которым необходим этот комфорт, но я к ним не отношусь. Для меня экологичность перевешивает комфорт и удобство. В будущем хотел бы иметь электромобиль. Eсть, конечно, у них проблемы с аккумуляторными батареями, их сложно перерабатывать. И это сейчас один из вопросов, который почти уравнивает автомобиль с автомобилем ДВС по вреду окружающей среде. Но если эта проблема решится, то электромобиль выиграет во всем. Сейчас у нас можно передвигаться на электромобилях, установлено достаточное количество электрозарядных станций.

— У нас город автомобилистов или же пешеходов?

— Урбанист Варламов говорил, что Тюмень развивается для автомобилистов. Мне кажется, это печальное клеймо. Нам нужно решить, чего мы хотим: чтобы нам было комфортно на машинах или на своих двоих. И пока что я вижу зональное распределение в этом плане. В центре довольно комфортно быть пешеходом, но если мы двигаемся к восточным микрорайонам или за объездную, то без машины не выживешь.

Сейчас тенденция развития города такая, что он разрастается горизонтально во все стороны, ЖК строятся огромными количествами, огромной этажности — человейники, одним словом. Они созданы, чтобы ты туда приехал, переночевал и ехал в центр на работу, потому что на окраинах нет нормальных бизнес-центров, офисов, рабочих зон. Это и вынуждает людей водить автомобили, чтобы огромными потоками мигрировать утром в центр, а вечером обратно. Но это создает множество пробок и неудобств.

Но вместе с этим дороги у нас строятся все-таки для автомобилей, поэтому велосипедистам, колясочникам и пешеходам очень непросто, считает Анатолий. Eсли ты на машине — взял и переехал по какой-нибудь развязке, а если ты человек, то тебе нужно спуститься, подняться, покрутиться, помолиться три раза и, возможно, ты ее перейдешь. А хотелось бы, чтобы город все-таки был создан для людей.

***
фото: Анатолий Вакуленко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта