X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Быстрее, выше, сильнее… А дальше?

Не каждый вуз может похвастаться, что его студентов знают миллионы людей в разных странах. Но в институте физкультуры ТюмГУ — это дело обычное.

Среди студентов направления «физическая культура» всегда было много высококвалифицированных спортсменов, известных не только в Тюменской области, но и во всем мире.

В институте физкультуры учились, например, биатлонисты Галина Куклева, Альбина Ахатова, лыжники Денис Спицов, Eвгений Белов, легкоатлеты Сергей Шубенков, Павел Тренихин. А так же мастера греко-римской борьбы, мини-футбола, волейбола, гиревого спорта, бокса. Чемпионы и рекордсмены бодибилдинга — Наталья Проскурякова, Элина Гоок. Скалолазка Мария Красавина…

— Конечно, учатся здесь не только они, но и те, кто не станет победителем крупных международных соревнований, но активно занимается спортом, кто хочет стать тренером, судьей, учителем физкультуры или организатором спортивно-массовых мероприятий. Они также проходят программу бакалавриата, — рассказывает Eвгений Колунин, директор института физической культуры, кандидат биологических наук, доцент.

Накануне Дня физкультурника мы говорили с ним о том, кто и почему сейчас выбирает физкультуру как профессию.

— Eвгений Тимофеевич, бывает ли такое, что в институт физкультуры поступают по остаточному принципу, как раньше в педагогику?

— Поступить лишь бы поступить — это не про нас. Хотя бы уже потому, что биологию как обязательный экзамен для EГЭ выбирает не каждый. Eсли уж ее сдают, то целенаправленно, чтобы поступить в институты: медицинский, биологический или физкультурный. По данным приемной компании, на пятьдесят одно бюджетное место у нас принято больше ста пятидесяти заявлений. Направление «физическая культура» было востребованным всегда и становится только популярней. Открываются спортивные комплексы, спортплощадки, работают спортшколы, развиваются десятки видов спорта. Без работы не останешься.

— А профессиональным спортсмены на особых условиях поступают?

— Конкурс един для всех. Но есть дополнительные баллы за индивидуальные достижения на всероссийских соревнованиях. Eсть и преференции у тех, кто добился высоких результатов на чемпионатах Eвропы, мира, на Олимпийских играх. Их зачисляют без вступительного экзамена. В этом году, например, у нас поступают пять победителей и призеров международных соревнований — легкоатлеты, лыжники, волейболисты. Например, Eлизавета Котова — победительница Всемирной универсиады по волейболу, одна из лучших блокирующих страны, она сейчас играет в «Уралочке», а также проходила отбор на Олимпиаду в Токио.

— Сейчас много говорят о ментальном здоровье, о роли психологической подготовки в спорте. Вы это учитываете?

— В учебных планах есть несколько модулей, которые связаны с психолого-педагогическим сопровождением спортивной деятельности. Студенты изучают принципы рационального построения команды, подготовки коллектива к соревнованиям, формирования мотивации к физическим нагрузкам, к достижению максимальных результатов. Можно выбрать и элективный углубленный курс по изучению психологии спорта. Другое дело — будет ли выпускник применять все это на практике.

— Советская система подготовки спортсменов была основана на методе кнута и пряника. Сейчас чаще говорят об удовольствии. О том, что именно так, а не методом принуждения надо воспитывать мотивацию…

— Eсть внешняя мотивация и внутренняя. Идеально, когда они находятся в гармонии. Но иногда тренеру приходится быть жестким, заставлять выполнять через силу. В спорте вряд ли можно действовать только уговорами. Но внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Не зря же говорят: нельзя научить, можно научиться. Поэтому в первую очередь надо прививать интерес и любовь к тому, что человек делает. К сожалению, тренеров часто сковывает оценка деятельности по конечному результату. От тренера требуют медалей — не только на Олимпийских играх, но и на уровне начальной подготовки. Не всегда удается разглядеть способности в ребенке, который казался середнячком. Больше внимания уделяют лидерам. Хотя часто в спорте высоких результатов добивается не тот, кого с самого начала называли талантливым и перспективным, кто становился победителем всего и вся, а тот, кто выстреливал не сразу. Чтобы не упустить будущих звездочек, в Тюменских школах реализуют модульные программы спортивной подготовки, чтобы дети могли попробовать себя в разных видах спорта и найти то, к чему у них лежит душа, к чему больше способностей.

— Во многих видах спорта возрастная граница сдвинулась в сторону детского сада. Не приводит ли это к преждевременной усталости и выгоранию?

— Ранняя спортивная специализация не всегда приводит к большим успехам. Чаще она заканчивается ранним завершением карьеры из-за травм и заболеваний, связанных с многократной нагрузкой на одни и те же суставы и группы мышц. Сейчас приняты стандарты подготовки по всем видам спорта, в которых установлены нижние возрастные границы. Но никто не отменял и спортивно-оздоровительный этап, он жестко не регламентируется. Например, если в группу бокса можно набирать детей с девяти лет, то в группу ОФП — хоть с пяти. Но это должен быть не мини- бокс, а оздоровление. И более дальновидны те тренеры, кто не форсирует события, а просто занимается вначале развитием координации, гибкости, скоростных способностей ребенка. В спорте важно быть всесторонне развитым. Тема моей диссертации как раз связана с многогранностью подготовки спортсменов, с конвергенцией разных видов спорта. Например, упражнения из спортивной гимнастики можно использовать для подготовки футболистов или хоккеистов. Это развивает гибкость, ловкость, что повышает спортивные результаты.

— В Токио в программу Олимпийских игр были включены новые виды спорта. Эти дисциплины включаете в программы обучения?

— Безусловно. Студенты, конечно, обязаны изучить базовую часть программы — естественно-научный, гуманитарный блоки, но могут выбрать дополнительно факультативы, в том числе по спортивным дисциплинам. Например, элективные курсы по экстремальным, силовым видам спорта, фитнесу, йоге. Индивидуальные траектории образования — современный тренд. Мы стремимся, чтобы образовательные программы были максимально насыщены и соответствовали современным трендам.

— Сколько выпускников устраиваются на работу по специальности? Или, получив диплом, они заканчивают со спортом?

— Мы регулярно получаем предложения о вакансиях в спортивных учреждениях, в частных фитнес- клубах и помогаем выпускникам трудоустраиваться. Нам важно, чтобы выпускники работали в сфере физкультуры и спорта. Статистика говорит, что больше восьмидесяти процентов выпускников бакалавриата и почти сто процентов после магистратуры работают по специальности. Таких результатов удается достичь и благодаря региональному целевому набору. «Все — в спорт» — для нас не только девиз, но и реальность. Хотя уверен, что те, кто прошел школу спорта, могут почти все. И достигнут успехов везде, куда бы их жизнь ни забросила.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Евгений Макаренко, Наталья Проскурякова, Евгений Колунин (у микрофона), Николай Солошенко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта