X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

В контексте настоящего времени

Отношение времени и искусства вызывает бурные дискуссии. Искусство вне времени? Или оно должно быть актуальным? Должно ли изображать сюжеты настоящего или обращаться к вечному? Но если крепко задуматься, этот спор не имеет смысла. Ведь время, хотим мы того или нет, на все бросает заметную тень.

О женщине

Сочно-зеленая трава во дворе музея-усадьбы Колокольниковых щекочет ноги. Постепенно стены усадьбы окрашиваются розовым — время близится к закату, а духота сменяется приятной прохладой. Публика шумит и переговаривается в ожидании хореографического спектакля «Времена». Вот на сцену выпархивают девушки, а зрители замолкают. Из звуков остаются только колыхание деревьев на ветру и отдаленные городские шумы.

И мне кажется, что я начинаю понимать любовь режиссера Альфии Агишевой к постановкам на улице.

«Времена», показанный в пятницу в усадьбе Колокольниковых, не первый ее уличный спектакль. В 2019 году она представила горожанам «Сад», тогда вместо сцены хореограф использовала Затюменский парк и городские скверы. Действительно, на скромные средства молодого режиссера не построить грандиозных декораций. Да и найдется ли художник, который сможет соревноваться с настоящим августовским вечером?

Художник, настроенный не столько кроить что-то совершенно новое, сколько видеть и использовать естественную красоту существующего? Это проявляется и в том, что вместо декораций у Агишевой удачно подобранные городские пространства (и не только наши, недавно спектакль показали в Тобольске на одной из самых красивых обзорных площадок города). Она так же умело подчеркивает естественную красоту и особенности своих танцовщиц… Они не похожи на балетную труппу, где все девушки отобраны по стандарту. Они отличаются как внешне, по фактуре и фигуре, так и в темпераменте. Именно это и становится стержнем спектакля.

Девушки предстают в постановке временами года. С разными характерами, манерой движения (танцовщицы то взлетают, легкие, как голубки, то становятся неподъемными и тяжелыми) и эмоциями. Все это выливается в оду многогранной женской красоте — глубокой и слегка печальной, по-девичьи легкой и беззаботной, страстной и завораживающей. Альфия объясняет, что ее постановка рассказывает, что любое время имеет значение.

«Невозможно перескочить как время года, так и любое другое событие или состояние. Важно не перетерпеть, а принять и найти в нем зерно необходимости», — это цитата. Каждое время, чувство и женщина по-своему прекрасны, как бы говорит нам режиссер.

…Но вот свободный и страстный танец лета обрывается, а одна из девушек остается запертой между стульями, будто в клетке. Она еще пытается продолжить танец, но ничего не получается, клетка держит ее крепко. Она смотрит на зрителей в растерянности. В глазах ее мольба, слезы.

Глядя на хореографическое воплощение перехода лета в осень, я неожиданно вспоминаю Афганистан. Точнее, молодых афганских женщин. Выросшие не в самом благополучном, но светском государстве, занимающие даже высокие политические посты, они столкнулись с новой и пугающей реальностью. «Я жду, когда придут и убьют меня», — честно говорит афганская правозащитница и политик Зарифа Гафари.

Я понимаю, что последняя сцена танца осени спектакля «Времена», где девушки лежат, словно убитые или придавленные горем, вообще не имеет отношения к Афганистану. Но не думать об этом не получается.

Подзабытая история

День флага России отмечали в воскресенье. Самые зрелищные мероприятия обычно проходят в центре города, что довольно несправедливо. Поэтому в этот раз я отправилась специально подальше от центра и День флага встретила на сцене у «Современника».

Трудно не любить коллективы и сам этот центр культуры. В основном здесь выступают энтузиасты — искренние, старательные, талантливые. Так же горят своим делом тут и руководители. Одновременно трудно не замечать провинциальности и недофинансирования. Очень скромная сцена, украшенная баннером с детсадовским дизайном. Рядом со сценой собралось несколько зрителей. Близкие и родственники выступающих, пара случайных прохожих с детьми. Eще девочка с двумя косичками, которая катает этих детей на пони. Девочка смачно жует жвачку и укладывается головой на переднюю часть седла — так удобнее. Но пони то и дело отворачивается от сцены, кажется, не впечатленный песней. Поэтому девочка разворачивает лошадь к сцене снова и снова. Получается, пони тоже танцует под музыку.

Пусть и не роскошно тут, зато по-домашнему. Со сцены поют патриотические песни и звонкие частушки. Получается хорошо. Заодно рассказывают и историю российского флага. Вскользь упоминают, что он появился над Белым домом в 1991 году, но гораздо больше внимания уделяется значению цветов флага и тому, что его как будто придумал не то Петр I, не то его товарищ из Голландии. И это довольно обидно. Ведь флаг этот гораздо меньше принадлежит Петру I и гораздо больше нам с вами.

Тридцать лет прошло с провала августовского путча.

— Тогда все зависело от людей, — объясняет историк Никита Петров. — Они собирались на улице, чтобы поддержать Eльцина. Они не подчинились приказу о комендантском часе, когда ГКЧП объявил военное положение. Основная ошибка ГКЧП в том, что он совершенно не понимал, какие настроения сейчас в обществе. До последнего планировали штурм Белого дома. Но в КГБ стали отказываться, понимая, что жертвы среди населения будут огромными. Когда начался вывод войск из Москвы, для людей это была победа. И они праздновали.

Немного жаль, что этому факту уделяется в этот день мало внимания. Но послушать патриотические песни тоже приятно.

Немного современной бутафории

Фестиваль кинематографистов «Снять за 72 часа» торжественно открыли в субботу утром. Открытие прошло в большом кинозале ТРЦ «Кристалл» и вместило в себя участников со всей страны — от Дальнего Востока до столицы.

Маргарита Посадских, руководитель фестиваля, продюсер и мать тюменского кино (так ее, не скрывая восторга, называют), объясняет, что все мы присутствуем на концерте. Дело в том, что собираться более чем по пятьдесят человек можно только в закрытых помещениях и только на концертных программах. В зале соблюдены все нормы, все люди в масках и сидят на должном расстоянии друг от друга. Маргарита — юрист, поэтому организовывает все по заданным правилам, умело разбираясь не только в кино, но и в ковидном законодательстве.

Напомню, что на фестиваль «Снять за 72 часа» приехали люди, увлеченные кино, чтобы за трое суток снять, смонтировать и представить фильм. Им в помощь предоставляется все необходимое профессиональное оборудование. Помогают им и знаниями — делятся приглашенные эксперты (настоящие профессионалы, зарабатывающие кинематографом на жизнь). Правда, на образовательных мероприятиях, в отличие от концертных, нельзя собираться более чем по тридцать человек (ковид, видимо, предпочитает образованных). Это немного усложнило задачу организаторам.

Открытие фестиваля сопровождается традицией разбивать о голову кого-нибудь из участников бутафорскую бутылку. Как о корабль, который должен отправиться в успешное плавание. В этот раз кораблем вызвался быть студент Никита Трофимов.

— Чувствую себя прекрасно, разбить бутылку о голову — это очень бодряще, рекомендую всем, — шутит Никита.

На фестивале он хочет попробовать себя и в роли актера, и в роли режиссера, и в роли сценариста. Впрочем, сценарий у него уже готов. Никита обещает, что это будет нечто необычное, черная комедия, какой мы еще не видели. Свою идею ему еще предстоит отстоять на питчинге, а после реализовать в тюменских локациях.

Несмотря на то, что сама идея снять кино за 72 часа выглядит безумной и заранее провальной, проект обычно представляет достойные работы. И некоторые из них точно ждет дальнейшее фестивальное будущее. В этом плане все по-настоящему.

Новое прочтение

А в «Фактуре» в субботу вечером имитировали фестиваль бардовской песни. Для этого принесли настоящий лес — десяток крупных пихт в горшках. Запалили настоящий костер в железном кубе. И пригласили настоящего барда — Сергея Ломакина.

Ломакин — признанный, талантливый и неизменно душевный — весь вечер радовал хитами авторской песни. Звучали Окуджава, Высоцкий, Визбор, Левитанский и другие. Старые и давно известные, звучали они по-особенному. По-новому.

Например, после слов Сергея Ломакина, что в этом году не стало Владимира Меньшова и за последнее время еще многих, очень многих людей, ушедших раньше, чем нам хотелось бы, особенно остро звучат слова всем известной песни:

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

чьи имена, как раны, на сердце запеклись…

Но особенное значение имеют и другие известные строки:

Что же из этого следует?

Следует жить.

Eсли бы мне пришлось выбирать напутствие, которое будет актуально и через тысячу лет, я бы предпочла именно это.

Фото vk.com, Альфии Агишевой и автора

***
фото: Традиции фестиваля «Снять за 72 часа» надо выполнять;Уличный спектакль «Времена».;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта