X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

В танце раскрывается суть отношений

— Девочки, вы не гуси, вы — лебеди! А вы, мальчики, орлы! — напоминает руководитель театра танца «Эхо гор» Аиша Важенина. И включает музыку.

Девочки и мальчики выпрямляют спины: лебеди встают на носочки, плавно плывут и кружат по репетиционному залу, орлы бьют пятками в пол и вскидывают руки. Потом лебедь и орел, плавно ступая внутри воображаемой окружности, несколько раз сходятся в центре. Не поворачиваясь спиной друг к другу, меняются местами и снова повторяют движения, сближаясь и расходясь.

— Лезгинка — самый популярный танец на Кавказе, — говорит Аиша Важенина. — Девочки — нежные и красивые создания с мягкими руками — вытянуты в струнку, мальчики — решительные и горделивые охотники. Танец изображает охоту орла на лебедя. Развернутые руки, подъемы на носках, прыжки символизируют горы! Орел умеет владеть телом, он приспособлен к жизни в горах, перескакивает через все камушки. Лебедь и орел не должны прикасаться друг к другу. Это охота, игра: лебедь убегает, орел настигает.

Аиша Важенина — этническая азербайджанка, с национальным азербайджанским танцем познакомилась в четыре года.

— Всю жизнь я танцевала национальные танцы кавказских народов: азербайджанский, грузинский, таджикский, чеченский и другие. Десять лет назад решила передать подрастающему поколению свои знания. Так в ДНК «Строитель» появился коллектив театра танца «Эхо гор».

В «Эхо гор» кавказские танцы танцуют азербайджанцы, грузины, дагестанцы, ингуши, чеченцы, таджики, а также русские и татарские ребята.

— Приходят дети и взрослые, составы у нас разные. Цели соединить разные национальности в одном коллективе не было. Люди звонили, спрашивали про кавказскую лезгинку, я приглашала на пробное занятие.

Некоторые родители, говорит Аиша Важенина, отправляют детей в театр танца на гендерное воспитание.

— В танце раскрывается суть отношений между женщиной и мужчиной. В лезгинке она очень характерная: как танцуют, с какой стороны стоит девочка, а с какой — мальчик, можно или нельзя прикасаться, какое выдерживается расстояние, кто приглашает на танец, ответ на танец, благодарность. Это отличный воспитательный процесс.

Участники коллектива знают, что громко смеяться и разговаривать на посторонние темы во время танца нельзя, потому что это неуважительно по отношению друг к другу. Джигит с легким поклоном и протянутой рукой приглашает девушку на танец, та, склонив голову, делает пару шагов к своему партнеру. По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту. Eсли девушка поднимет руки над головой, то тем самым откажет юноше в танце и публично его обидит.

— Дети учатся скромности и ответственности, уважать друг друга. Взрослые ребята помогают малышам построиться в шеренгу или переодеться. Eсли малыши что-то не поделят, то старшие разрешат конфликт.

На репетициях и выступлениях перед публикой ребята образуют классический танцевальный круг: мальчики стоят с одной стороны, девочки — с другой.

— Так было у наших бабушек и дедушек. Танцевать выходит одна пара, молодой человек приглашает девушку, по кругу доводит до того места, где стоят парни. Танцевальными движениями ее останавливает, девушка крутится-вертится под аплодисменты и громкое «асса!» джигитов. Она не должна испугаться и растеряться.

Eще в коллективе проходят уроки о традициях и культуре кавказских народов. Кто-то показывает презентации, кто-то готовит национальные блюда и делится рецептами. Разбирают костюмы и характер каждого танца. Например, лезгинку часто танцуют на смотринах.

— При достаточно строгих нравах молодые люди на Кавказе общаются во время танца. Лезгинка показывает, как смотрится пара, какой темп задает мужчина, как его темп чувствует девушка, весело ли им в танце.

Сама Аиша так вышла замуж. Eе муж, Эльбрус Мамедов, помогает ей с театром танца.

— Нюансов в национальном кавказском танце много, уверена, вы откроете для себя много интересного.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта