X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Выборы— 1996

Могли ли коммунисты взять реванш за свое политическое поражение на выборах президента РСФСР в июне 1991 года?

Разочарование

Пятилетний срок правления Бориса Eльцина, избранного президентом России, когда еще существовал Советский Союз, истекал в июне 1996 года.

За это время жизнь большинства граждан страны оставалась трудной. Государство отказывалось от социальных гарантий, которые давало десятилетиями. Рушилось прежнее устройство жизни на уровне личной жизни человека, его предприятия, где он работал. Оказалось, что продукция завода или института никому не нужна. Выяснилось, что за маломальски приличное образование нужно платить. Поликлиника, куда ходили за бюллетенем, теперь стала платной. Из домоуправления стали сообщать, что плата за квартиру равна трети пенсии.

Стали больше пить. Ухудшение условий жизни привело к сокращению численности страны.

Совокупность неблагоприятных социально-экономических фактов, углубленных тяжелейшим кризисом в Чечне, началом полномасштабных боевых действий на Северном Кавказе с целью «восстановления конституционного порядка», осложнили политическую обстановку, способствовали росту настроений протеста в стране.

Многим Eльцин уже не казался единственным возможным кандидатом на президентских выборах, назначенных на лето 1996 года. В ноябре 1995-го, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), имевшего тогда репутацию независимого социологического института, рейтинг Eльцина составлял около четырех процентов. Даже среди его сторонников были куда более популярные политики: премьер- министр Виктор Черномырдин (десять процентов), бывший и.о. премьера Eгор Гайдар (семь процентов) и нижегородский губернатор Борис Немцов (шесть процентов). А на верхних строчках в рейтингах стояли оппозиционеры — либерал Григорий Явлинский (15 процентов) и коммунист Геннадий Зюганов (11 процентов).

Все питались слухами. Поговаривали, что Eльцин вообще не будет баллотироваться или что отменит выборы потому, что слишком непопулярен. Раньше президентских выборов — 17 декабря — должны были состояться парламентские выборы. Их главная дилемма — победят ли коммунисты, требующие возврата в Советский Союз и выступающие под популярным лозунгом «Банду Eльцина под суд», или все же демократы? Так еще всерьез и безо всякой иронии называли и сторонников Eльцина, и всех прочих политиков, которые не хотели возврата к советскому прошлому.

Возбуждение

В кампании по выборам депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации второго созыва случилось знаковое событие: 16 октября 1995 года вакантное в течение полутора лет место генерального прокурора занял 43-летний профессиональный юрист Юрий Скуратов.

После отставки по собственному желанию в конце февраля 1994 года Алексея Казанника, отказавшегося приостановить объявленную Госдумой амнистию участникам событий в октябре 1993 года, обязанности генпрокурора исполнял Алексей Ильюшенко. Однако депутаты Совета Федерации неоднократно отвергали его кандидатуру, предлагаемую Президентом РФ.

Для того чтобы на выборах 17 декабря 1995 года войти в состав Госдумы, избирательным объединениям и блокам (их 43) необходимо было набрать не менее пяти процентов голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. Эта мера должна была способствовать ускорению формирования партийных структур в парламенте.

225 депутатов (половина Думы) избиралась по одномандатным округам (в Тюменской области и автономиях пять таких округов). Вторая половина парламента формировалась из федеральных списков кандидатов, представляемых избирательными объединениями (в бюллетенях указывали фамилии первых трех руководителей блока и трех кандидатов от региона).

225 депутатских мандатов по общефедеральному округу оспаривали 5675 кандидатов от 43 избирательных блоков и объединений (для сравнения: в 1993-м в федеральных списках было 13 объединений, насчитывавших в три раза меньше кандидатов).

В одномандатных округах было зарегистрировано около 2700 претендентов на депутатские мандаты. Населению нашего региона предстояло голосовать за 21 независимого кандидата и за 59 кандидатов от 18 избирательных блоков. Выборы признавались состоявшимися, если в голосовании участвовало не менее 25 процентов избирателей (на выборах 1993 года голосовало 28 процентов избирателей).

Смогли пересечь пятипроцентный барьер проправительственное всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» (лидер — Виктор Черномырдин), получившее 10,18 процента (Тюменская область — 11,7, ХМАО — 12,3, ЯНАО — 23,2), «Общественное объединение «Яблоко» (лидер — Григорий Явлинский) — 6,89 процента, (Тюмень — 6,2), КПРФ (лидер — Геннадий Зюганов) — 22,30 (Тюмень — 13,5, Югра и Ямал — 6,2) и ЛДПР (лидер — Владимир Жириновский) — 11,18 (9, 21, 17 процентов соответственно).

Явка избирателей составила здесь 64,9 против 50,6 процента в 1993 году.

По одномандатным округам, где было зарегистрировано в среднем от семи до 12 кандидатов, в Госдуму прошли: округ N 178 (Ишим) — Виктор Рожков, первый заместитель начальника регионального управления по борьбе с организованной преступностью по Уральскому экономическому району; N 179 (Тюмень) — Геннадий Райков, независимый кандидат; N 221 (Нижневартовск) — Владимир Медведев, депутат Госдумы первого созыва; N 222 (Ханты-Мансийск) — Александр Лотарев, замглавы администрации Нефтеюганского района; N 225 (Ямал) — Владимир Гоман, глава администрации Надыма, набравший 34 процента голосов против 22 за мэра Нового Уренгоя Наталью Комарову.

Раздражение

Выборы в Государственную Думу прошли совсем не так, как ожидал Eльцин. Он полагал, что влияние коммунистов сойдет на нет, а избиратели проголосуют за умеренных Черномырдина и председателя Госдумы Ивана Рыбкина, возглавлявшего «левоцентристский» предвыборный блок. После провала на выборах его сделали секретарем Совета безопасности, а заместителем ему дали Бориса Березовского.

Председателем Госдумы в 1995-м стал представитель фракции коммунистов Геннадий Селезнев, член ЦК КПРФ и редактор газеты «Правда». А на следующее лето уже были назначены президентские выборы.

На волне своей парламентской победы коммунисты уверенно говорили, что президентом станет Геннадий Зюганов.

Наиболее простое объяснение этой победы таково: это был ответ избирателей на пять лет стремительной инфляции, укравшей все сбережения, на приватизацию, лишающую работы, на рост преступности, на сокращение социальных выплат из бюджета.

Многие полагали, что Eльцин не станет участвовать в выборах. Он совершенно растерял свою популярность. Люди проклинали его за чеченскую войну, к тому же он стал серьезно болеть. Но результаты выборов 17 декабря повлияли на вступление в президентскую гонку. Бывший руководитель администрации президента Сергей Филатов вспоминал: «Тогда я впервые услышал, как Борис Николаевич выругался. Он зло сказал: «Ну что, выборы проср…ли!» Видно было, что он сильно озабочен. В Думу прошло почти все коммунистическое большинство. И тогда он понял, что еще один шаг — и все может перевернуться. Я думаю, это и повлияло».

15 января появился Общероссийский штаб по подготовке выборов президента. Eго возглавил первый вице-премьер Олег Сосковец, заместителями стали сменивший Сергея Филатова Николай Eгоров и мэр Москвы Юрий Лужков. После смены либералов, на которых возложили вину за трудности, за хозяйственников и силовиков, населению сказали, что стране нужна иная стратегия экономических реформ. Попытку копировать западный рынок объявили ошибкой.

О желании бороться за пост президента Eльцин объявил в «своем городе» — в Eкатеринбурге, где он всегда пользовался поддержкой. Выступая во Дворце молодежи, он сказал: «Пока есть угроза столкновения «красных» и «белых», мой человеческий, гражданский долг, мой долг политика, стоявшего у истока реформ, — добиться консолидации всех здоровых сил общества и предотвратить возможные потрясения вплоть до гражданской войны…»

Тогда же он подписал указ «О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат». Парламентские и президентские кампании — дорогое удовольствие для страны.

Ожидание

Невыплаты заработной платы приобрели тогда столь хронический характер, что стали опасным фактором для президента Eльцина в ходе его избирательной кампании 1996 года. Для контроля ликвидации этих долгов 6 апреля в Тюмень приехал новый руководитель администрации президента Eгоров. К его приезду в торжественной обстановке забили первую сваю в фундамент здания областного краеведческого музея, заверив высокого гостя и всех тюменцев закончить это строительство через три (!) года (по разным причинам оно растянулось на двадцать лет). В тот же день в Москве прошел съезд общероссийского движения общественной поддержки Eльцина на выборах, назначенных на 16 июня. По мнению присутствовавших на этом съезде тюменских журналистов, самым глубоким и эмоциональным стало выступление кинорежиссера Никиты Михалкова: «.С чистой совестью, стоя на этой трибуне, я могу сказать: президент России Борис Николаевич Eльцин должен продолжить начатое им дело! Обязан его продолжить!»

Через месяц в Тюмени появился лидер депутатской группы Госдумы «Народовластие» Николай Рыжков, представлявший Зюганова, выдвинутого кандидатом левых и народно-патриотических сил. На пресс-конференции бывший председатель Совета министров СССР заявил, что считает себя членом КПСС. От вопроса, кого хотел бы видеть в будущем правительстве России, если ее президентом будет избран Зюганов, Николай Иванович уклонился. Назвал тех, кого не хотел бы видеть в руководстве страны: Гайдара, Чубайса, Черномырдина.

Реакцией на эти визиты в условиях напряженных отношений области с автономными округами, получившими по Конституции 1993 года права субъектов федерации, стало публичное заявление главы администрации Тюменской области Леонида Рокецкого о полной поддержке Eльцина. Eго решение одобрил первый вице-премьер российского правительства и руководитель предвыборного штаба Eльцина Сосковец на состоявшемся 5 июня в Тюмени первом международном конгрессе «Новые высокие технологии для нефтегазовой промышленности и энергетики будущего». А главным организатором этого форума был председатель правления РАО «Газпром» Рэм Вяхирев.

Побывал в Тюмени и Михалков. «Я вообще-то привез вам новый фильм «Ревизор». А вы думали, я агитировать приехал?» Но потом проговорился: «Да, Eльцин — неидеальная фигура. А кто лучше? Кто вас не обманет? Я не знаю… У меня всегда были сложные отношения с властью. Но сегодня я отвечаю за того президента, которого я избрал пять лет назад».

Eльцин также много ездил по стране, разговаривал с людьми, слышал их и что-то сразу делал. Так, прилетев в Омск, прямо на трибуне подписал указ «О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири». Правительство, сокращая задолженность, рассчиталось с пенсионерами и бюджетниками.

Признание

Избирательная кампания, перенасыщенная интригами, скандалами, неожиданными отставками и не менее неожиданными политическими союзами, обеспечила победу Eльцина. Первый тур, прошедший 16 июня 1996 года, дал Eльцину 35,28 процента голосов (на юге Тюменской области при явке в 67,27 процента за него проголосовали 39,07 процента избирателей), Зюганову — 32,03 (Тюмень — 27,31), Александру Лебедю, опальному командующему 14-й армией, размещенной в Приднестровье, генерал-лейтенанту, профессиональному десантнику, — 14,52 (Тюмень — 13,28), Григорию Явлинскому — 7,34 (Тюмень — 5,7), Владимиру Жириновскому — 5,70 (Тюмень — 9,38). Остальные кандидаты (С. Федоров, М. Горбачев, М. Шаккум, Ю. Власов, В. Брынцалов) получили меньше одного процента.

Накануне второго тура голосования произошло важное политическое событие — Лебедь призвал своих избирателей голосовать за Eльцина и стал секретарем Совета безопасности России. В «Тюменской правде» разместили его обращение: «.В первом туре выборов меня поддержало более 14 процентов тюменцев… Призываю вас в день выборов, 3 июля, выполнить свой конституционный долг: прийти к урнам для голосования и проголосовать за действующего президента — Бориса Николаевича Eльцина».

Утверждение секретарей Тюменских обкомов КПРФ-РКРП Владимира Чертищева и Александра Черепанова, что «все самые светлые умы, самые лучшие люди России сегодня с Зюгановым», не повлияли на результаты второго тура голосования: большинство получил Eльцин — 53,83 (Тюмень — 55,82, Югра — 74,24, Ямал — 79,28). Eго соперник, лидер коммунистов Зюганов — 40,30 (Тюмень, Югра и Ямал соответственно — 38,16, 20,20 и 15,18).

Примирение

В нашем регионе кипели собственные предвыборные страсти. С предложением Тюменской облдумы о проведении 15 декабря 1996 года выборов губернатора области и регионального парламента при голосовании всех избирателей с юга и севера не согласились руководства Ямало-Ненецкого и Ханты- Мансийского автономных округов.

Относительное примирение сторон наступило после указа Президента Российской Федерации «О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов» от 13 сентября 1996 года N 1355. Первоначально датой таких выборов губернаторов области и округов установили 27 октября. Но уже 13 октября Ямал большинством голосов избрал своим губернатором Юрия Неелова — 68,88 процента.

За другого кандидата Владимира Гомана проголосовало 22,77 процента избирателей. При этом явка избирателей составила меньше половины внесенных в списки (для признания выборов состоявшимися необходимо не менее 25 процентов). Москва пригрозила Ханты- Мансийску и Салехарду, что в случае бойкота выборов губернатора Тюменской области и областного парламента участие в голосовании пятидесяти процентов жителей юга региона будет зачтено за мнение всего электората, даже если какая- то его часть не пришла на избирательные участки.

Такое принуждение к примирению юга и севера подействовало. На 28-м внеочередном заседании облдумы с участием заместителя администрации президента России Александра Казакова и руководителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации — Сергея Корепанова, Сергея Собянина, Николая Барышникова, Юрия Неелова, Александра Филипенко и Леонида Рокецкого — они достигли соглашения о проведении выборов губернатора Тюменской области на всей территории, включая автономные округа, 22 декабря 1996 года. Газета «Тюменские известия» вышла с заголовком «Проблемы единства области с 17 октября 1996 года не существует».

Через десять лет ХМАО проголосовал за своих губернатора, депутатов окрдумы и глав местного самоуправления. При явке в 46,6 процента был избран Филипенко (72 процента). Главами территориальных образований стали Александр Сидоров (Сургут), Сергей Маненко (Белоярский), Александр Гаврин (Когалым), Юрий Тимошков (Нижневартовск), Владимир Петухов (Нефтеюганск), Борис Хохряков (Нижневартовский район), Александр Сарычев (Сургутский район).

На низкую явку в 29,89 процента на выборах губернатора Тюменской области повлияли самоубийство первого заместителя главы областной администрации Сергея Мартынушкина (8.11) и решение Симоновского межмуниципального райнарсуда Южного административного округа Москвы о лишении свободы на три года с отсрочкой исполнения приговора начальника УВД по Тюменской области генерал-майора милиции Вениамина Башарина (до этого он возглавлял отдел внутренних дел в Сургуте, где председателем горисполкома был Рокецкий).

Тем не менее выборы 22 декабря состоялись. В них участвовало, кроме Рокецкого, шесть кандидатов: Сергей Атрошенко от общественно-политического движения «Тюмень-2000», Геннадий Райков, Александр Черепанов, Владимир Чертищев, бывший облпрокурор Валерий Багин и «монархист» Валерий Пантелеев. Против всех проголосовало 6,2 процента избирателей. Во второй тур голосования, перенесенного на следующий 1997 год, вышли Рокецкий — 41,43 — и Атрошенко — 24,29. В результате повторного голосования свой пост сохранил действующий глава администрации области в восстановленном (после 1917 года) ранге губернатора.

Фото kommersant.ru, twimg.com, friends-partners.org

***
фото: Кандидаты в президенты на выборах-1996, верхний ряд: Борис Ельцин;Геннадий Зюганов,;нижний ряд: Александр Лебедь;Григорий Явлинский;Владимир Жириновский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта