X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Экслибрису не суждено забвенье…

Экслибрис — один из видов книжной графики, призванный присущими ей средствами характеризовать увлечения, общественное положение владельца библиотеки, содержание и особенности его книжного собрания.

Родоначальником книжного знака следует считать египетского фараона Аменофиса III (1410 — 1375 гг. до н.э.), который велел прикреплять глиняные таблички ко всем свиткам папирусных рукописей. Кроме имени фараона на этих «экслибрисах» были рисунки и краткое содержание рукописей.

История гравированного экслибриса начинается в XV веке в Германии. В 1523 году выдающийся художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер создал первый гравированный книжный знак.

А на Руси первый экслибрис появился у основателя библиотеки Соловецкого монастыря монаха Досифея. В 1490 году неизвестный, художник выполнил его рисованным: в большую букву «С» вписано имя владельца и духовное звание — «священноинок».

Большинство книжных знаков XVI — XIX веков в России представляли собой родословный герб владельца и его имя, часто на французском языке. Но уже к концу XIX века, когда домашние библиотеки появляются не только у дворян, но и у купцов, учителей, врачей, театральных и цирковых артистов, книжный знак становится демократичнее -на нем изображаются жанровые сценки, портреты, а то и просто шрифтовой текст.

Сегодня многие талантливые графики плодотворно работают в области книжного знака, создавая подлинные произведения искусства. А сделать хороший экслибрис не просто. Десятки карандашных эскизов предшествуют тому, как художник берет в руки штихель (специальный резец) и начинает гравировать (на пластике, дереве, оргстекле, линолеуме) клише — печатную форму, с которой потом и тиражируются оттиски.

Экслибрис наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплета. Именно наклеенная художественная гравюра делает книгу уникальным именным экземпляром, дополняя ее полиграфическое убранство.

Известный московский исследователь и пропагандист книжного знака, доктор исторических наук В.Королюк посвятил экслибрису такое стихотворение:

Обычно, чем стремительнее взлет,

Тем неожиданней паденье.

Чем длительней дискуссия идет,

Тем утомительнее пренья,

С экслибрисом совсем наоборот:

Спор не теряет напряженья,

Число экслибрисов растет,

И нет в талантах оскуденья.

Экслибрису не суждено забвенье,

Дар сердца и ума, расчет и вдохновенье

Eго от всех превратностей хранят.

Нет старости, где вечно обновленье!

Среди людей самых разных профессий немало владельцев личных книжных знаков, подлинных знатоков и ценителей экслибрисов. Существуют даже клубы экслибрисистов. Наверняка есть такие люди и в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта