X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Я в синий троллейбус сажусь на ходу

С третьей попытки двери с натужным сипением выпрямились и лязгнули. «Четверка» дернулась и, скрежетнув днищем об асфальт, дребезжа расхлябанными поручнями и всем изношенным корпусом, утлым суденышком медленно поплыла по улице. Светофор. Перекресток. Поворот. Понемногу утрамбовались, вздохнули глубже, а кое-кто умудрился опереться аж на обе нижние конечности, До следующей остановки. Четверть века назад первые новенькие, чистенькие и изящные троллейбусы, разительно отличающиеся от прочего автотранспорта, по-плебейски чихающего перегаром бензина и солярки, тюменцы встречали сияющей медью оркестра, алыми лентами и транспарантами, Были, как водится, торжественные спичи и символический жезл, первый рейс и мажорные статьи в газетах. Большое будущее пророчили троллейбусам. Eще бы! Экономичные, экологически чистые в переплетении тесных городских улиц, они казались незаменимыми. И хотя четверть века назад в городе была единственная троллейбусная линия — от моторного завода до камвольно-суконного комбината (7 километров, 8 остановок), — однако курсировали на ней 20 троллейбусов.

Город в начале семидесятых рос стремительно, пузырился новостройками, раздавался вширь, вбирая окрестные деревеньки и поселки. И вводились новые линии, открывались новые маршруты. В 1972-м троллейбусы уже без прежней помпезности, незаметно и буднично обжили улицу Мельникайте, через год появились у железнодорожного вокзала, в 1974-м связали с центром города Плеханово. Последняя троллейбусная линия — до третьего микрорайона — была смонтирована в восьмидесятых…

Четверть века спустя, в преддверии юбилея, троллейбусы на тюменских улицах по большей части попадаются, мягко говоря, «со стажем». Но даже давно отбегавшие положенный срок, сыплющиеся на ходу, они делают-таки свое дело и, умудряясь размещать в своем чреве немыслимое число пассажиров, исправно доставляют горожан до места.

— Стареет парк, — невесело соглашается начальник муниципального троллейбусного управления Геннадий Салов. — Свыше 17 процентов троллейбусов уже отслужили своей подлежат списанию. В прошлом году мы планировали закупить 20 новых, но город не смог выкроить требуемую сумму. Приходится латать те, что имеем, и выпускать на линию. И тем не менее сегодня троллейбусов на линии столько же, сколько было три года назад. Во многом это заслуга наших работников — ремонтников, водителей, электромонтеров, диспетчеров.

Кстати, свыше 30 человек в троллейбусном управлении трудятся со дня его основания: электромонтёр Владимир Юдин, бывший водитель Юрий Бодров (ныне заместитель начальника депо по ремонту), водители Анатолий Кияшко и Eкатерина Макарова, мастер Николай Герасимов и многие другие. Что и говорить, завидная приверженность профессии, особенно если учесть: чтобы подать троллейбус к остановке в шесть утра, водителю нужно ставить будильник, как минимум, на четыре. И возвращаться домой, после второй смены, в два ночи — удовольствие не менее сомнительное. А между тем из 143 водителей троллейбусов 78 — женщины.

О своем коллективе Геннадий Иванович говорит с удовольствием, но когда речь заходит о перспективах на будущее — весьма осторожен в прогнозах и далек от оптимизма. Сейчас на линию ежедневно выходят 58 троллейбусов. Потребность города — не менее 160 единиц. Троллейбусная схема рассчитана на 22 подстанции, работают 6. Готов проект новой троллейбусной линии — вокруг 1 — 3 микрорайонов с заходом на ТЭЦ-2 — но нет средств (по ценам прошлого года она тянула на полтора-два миллиарда рублей). Правда, начальник управления лелеет надежду закупить в этом году десяток новых троллейбусов и слегка обновить ветшающий парк. Но и этот десяток — весомая статья расходов для городского бюджета. Троллейбусный завод им. Урицкого в городе Энгельсе — единственный в России — требует за троллейбус (за исключением некоторых узлов не меняющийся с 1972 года) 200 миллионов.

***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;Слесарь Василий Вешкурцев и мастер Николай Герасимов. ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;Водитель Анатолий Кияшко ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта