X

  • 28 Май
  • 2024 года
  • № 56
  • 5555

Главный секрет России

Суровый узор народной жизни в военную пору в сибирской глубине России выткан деревенскими людьми с верой в победу, с надеждой на то, что обязательно наступят мирные дни, которые залечат раны и будут лучше и счастливей прежних. С любовью и и памятью’ о дорогих людях, не вернувшихся домой.

Это не поэтическая фигура рецензента, пытающегося «подкрасить» зрелище, дополнить его создателей. Сам видел эти домашние ковры после войны, вытканные сельскими вдовами, матерями погибших сыновей. Символикой военного бытия, переплетением трудных судеб и естественного хода трудов и дней жителей нашего сибирского села отмечен телевизионный фильм ГТРК «Регион-Тюмень», снятый по пьесе Ан.Малышева «За тысячу верст от войны» (режиссер-постановщик Г.Лаврова, оператор А.Кудрявцев).

Мысль народная в бытийственном освещении, в переплетении судеб общим трагедийным началом, страшной цепью потерь занята в постановке поиском прежде всего духовно-исторических символов, нравственных опор, дабы пережить каждодневные черные известия. Свой поединок со смертью, угрозой уничтожения наши деревенские женщины ведут не просто забываясь в труде.

Сейчас много спорят о русской соборности, а вот в тюменском фильме она явлена во всех своих ипостасях. Село стало как бы одним домом, одной семьей, так легче отбиваться от бед. Древние черты деревенского лада жизни, зафиксированные в фольклоре, резче и весомей освещают настроения и отношения. С них как бы сняли налет дремоты и попросили помочь. Вот и находит Ульяна, главная героиня фильма, древо жизни своей деревни, приладив на нем памятный платочек в день ухода на фронт своего молодого мужа Володи. Чтобы сила родной земли хранила и его, и других односельчан от опасности.

А в финале к древу снова придут люди — не корить за потери, а просить новых сил, чтобы жить и помнить дальше, понять и простить и не ожесточаться.

Высшей точкой духовного напряжения фильма стал образ-символ Белой Руси, снеговые стрелы на полях, березовые заслоны стуже, длинные чернеющие огородни, берегущие в лихое время людей и тепло. Одновременно это и знак тюменской, сибирской матушки-земли, переживающей за свое племя и утверждающей в нем надежду. Панорамы и средние планы Г.Лавровой стали еще одним1 главным героем действа, многомерно усиливая характер разворачивающейся народной драмы.

Режиссер и автор текста тщательно дорабатывали пьесу, оставив в конце концов те сюжетные коллизии, диалоги и думы персонажей, которые органично сочетаются с символикой жизни военного лихолетья. И сразу же образовался, настроился на главные токи представления актерский ансамбль, в который соравными вошли деревенские жители нижнетавдинских и подтюменских сел.

Сам сюжетный ход достаточно прост, многие любители военной прозы легко отметят внешнее сходство тюменского фильма с событиями в повестях В.Астафьева, Б.Васильева, В.Распутина и др. Eсть и любовный треугольник, связанный с войной. Eсть и молодой почтальон Аленка, по-своему сопротивляющаяся войне. Она скрывает от адресатов похоронки. Eсть и своя жуткая трагедия. Красивая и сильная духом Ульяна, душа ненаглядная, как зовет ее сельский священник (это не дань нынешней моде, сам знаю, сколько людей тогда утешалось верой). И вот героиня, получив известие о гибели мужа, погоревав, не остается одна. Семен, властное лицо в деревне и одновременно свой, хорошо знакомый, человек, конечно же, не упустил Ульяну. Но Володя возвращается, и к общей беде добавляется личная драма. Пока мужики выясняют отношения между собой, в душе Ульяны вершится самосуд. Она бросается в прорубь, ибо на миру, среди односельчан, ей больше не жить. Ясно, что здесь своя мера духовной силы героини. Своим уходом она как бы уравновесила горе других женщин, потерявших своих близких на войне.

Режиссер, актеры, телевизионщики сумел и достичь эффекта художественного пересечения с огненным прошлым, проникнуться социальными, психологическими, нравственными условиями особой игры в ту жизнь, когда она захватывает тебя, становится частью твоей биографии. Так что реализм еще поживет, ибо корни его достаточно крепки.

Смотрю на знакомых по нашему драмтеатру актеров, узнаю и нет. Они овладели самим естеством природного и народного существования (по А.Платонову). М.Заец в роли Володи молод, горяч и открыт миру. Он вернулся с фронта и настроен начинать жизнь снова, решив, что далеко от войны ему будет легче. Семен (арт. С.Грязнов) поопытней, он — победитель не там, где бои, а здесь, в бабьем царстве. И схватка с Володей ему на пользу. И потом, в мирной жизни, именно Семены будут хозяевами. А пока он царствует, но не управляет. Ибо женский мир в военную пору главнее, он нужен победе. Вот почему так значимы в фильме массовые сцены, где все по-настоящему и решается. Перед финалом заходит на огонек дружеской вечери отпускной солдат из соседней деревни Андрей (добротная и насыщенная точными психологическими красками характера работа арт. В.Ващенко).

Остро перекликаются два события — рассказ Андрея о Сталинградской битве и признание Аленки о спрятанных похоронках. Арт. 0.rpju3H0Ba верно передает настрои молодой девушки, у которой уже нет больше сил скрывать горестные вести.

И душа Ульяны (арт. И.Халезова) помогает односельчанам перенести новую волну страданий. Сам образ, особенно крупные планы, удались актрисе, ибо краткое экранное время не помешало ей воссоздать все многомерие внутренней жизни персонажа.

В эстетике этого фильма нет ничего лишнего. Получается так, что зритель словно ведет действие, меняет кадры и приближает лица героев, просит их спеть… Ждет начала весны и пробуждения природных сил -всем смертям назло. Именно единством и многообразием народных характеров, тем, как люди военной поры в далекой глубинке равно принимают доброе и злое течение жизни, стремятся к,ее осветлению и преодолению несчастий, новый тюменский телефильм завоевал симпатии многих зрителей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта