X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Главная роль Владимира Этуша

— …А теперь, я уверен, — сказал конферансье, — зал просто рухнет от аплодисментов, потому что на сцену я приглашаю Владимира Этуша!

Строители, два десятилетия возводившие ДК «Строитель», как видно, постарались на славу — только поэтому зал устоял. После концерта организаторы встречи — ребята из Всероссийской благотворительной федерации инвалидного спорта — предоставили нам возможность поговорить с народным артистом СССР, ректором Щукинского театрального училища. И первый вопрос к нему мы обратили именно как к руководителю:

— Изменяет ли человека власть?

— Смотря какой человек. Что касается моего ректорства, то этот пост по традиции занимала творческая личность. Долгое время ректором училища был Борис Eвгеньевич Захава, народный артист, доктор искусствоведения, профессор, старый вахтанговец. После был другой ректор, и нельзя сказать, что это правление было счастливым. Eго попросту убрали. Когда встал вопрос относительно того, кто заменит, должен сказать, я принял активнейшее участие в том, чтобы «прокатить» свою кандидатуру.

— Самоотвод не прошел?

— Я занимал положение, вполне меня устраивающее, — был народным артистом СССР, профессором — преподавал в училище, был артистом театра. Словом, вольным человеком. А эта должность привязала меня к столу. Дальше — больше! Главной своей заботой я считаю творческое руководство вузом. Я всегда присутствую на всех экзаменах, показах — это оказывает то или иное влияние. Но время диктует свои задачи, и сейчас очень много сил трачу на добывание денег. Это очень утомительно, очень тяжело. Ремонт, например, сейчас сделали, хотя из бюджета не получили ни копейки. Я не могу объяснять студентам или еще кому-нибудь: «Знаете, вот эта дырка здесь оттого, что денег нет». Я должен что-то предпринимать. Дом отстроил — особняк напротив училища. Двести лет ему. Сначала ремонт стоил 900 тысяч, потом пересчитали — миллион триста. И сразу же — 12 миллионов. А потом — еще 50. И еще 90! Но это частности. В общем, забот хватает. Eсли найдут мне хорошую замену — уступлю с удовольствием. Но на произвол судьбы бросать вуз, которому отдал 50 лет, я просто не вправе.

— Вы не жалеете о том что судьба распорядилась таким образом?

— Нет, теперь не жалею. Что-то приобрел — что-то потерял. Не реализовал свои возможности артиста в достаточной степени.

— Что вы можете сказать о проблеме «актер и политика»?

— Сейчас много появилось актеров, занимающихся политикой. Валовый поход довольно известных актеров в политику. Наверное, кто-то из них имеет на это внутреннее право. Я интересуюсь политикой, но лезть туда нет смысла. Меня тоже приглашали две партии.

— Какие, если не секрет?

— Eсли бы я принял их предложение, тогда сказал бы. Но я отказался. Дело в том, что в одной партии я уже был. Сейчас ни в какие партии не верю. Не верю в это деление, в эту множественную систему. Я не понимаю: где эти принципиальные убеждения? Куда они девались? IV1oжнo сейчас быть вместе — и потом расплеваться. Все говорят одно и то же. Идеи у всех одни и те же. Значит, вопрос в амбициях. Ты первый или я первый? Ах, значит, я второй?! Тогда я организую свою партию! Это ужасно. И может привести к серьезным последствиям.

— Сказывается ли общая ситуация на положении дел в театре имени Вахтангова? Сейчас многие театры разделяются.

— Вы знаете, время не сказываться не может. Eвгений Багратионович Вахтангов, наш создатель и учитель, говорил, что если бы ставил «Принцессу Турандот» в другом театре, с другой труппой или в другое время (не в 1922-м году), то поставил бы другой спектакль.

— И политические спектакли подчиняются, по-видимому, тем же законам. Кстати, каков репертуар театра сейчас?

— Репертуар — дело подвижное. Но есть спектакли, которые как бы вырываются вперед и пользуются постоянным успехом. Сейчас это «Без вины виноватые». Когда-то театр объездил весь мир с «Принцессой Турандот». Теперь такая же тенденция намечается с «Виноватыми…».

— Многие театры приглашают режиссеров со стороны…

— С тех пор как Ульянов заступил на пост руководителя театра, он понял, что должен обставить себя режиссерами. Пригласил Фоменко и Каца. Были еще промежуточные режиссеры. Сейчас в штате двое — Кац и Фоменко.

— Владимир Абрамович, вы из актерской семьи?

— Мама была начальником планового отдела какой-то фабрики, папа — заместителем начальника какого-то другого предприятия.

— Как в таком случае отнеслись они к вашему выбору?

— Родители были ошеломлены. Но папа сказал мне: «Мы будем воспитывать тебя до определенного предела. В два вопроса — вопрос выбора профессии и вопрос женитьбы — мы не вмешиваемся».

— Вы заканчивали Щукинское?

— Да, конечно (в интонации Этуша присутствуют нотки гордости и удивления — дескать, разве могло быть иначе?).

— Выпускники этого училища обычно говорят о нем с какой-то особой теплотой. Обстановка будто бы там особая. Сохраняется ли она сейчас?

— Да. Я всемерно стараюсь поддерживать эту атмосферу, потому что считаю, что воспитательный фактор — это не только указующий перст, но и атмосфера, которая лечит и учит.

— Существует ли дистанция между ректором и студентом на съемочной площадке?

— На площадке я встречаюсь с бывшими студентами. А насчет дистанции, знаете ли, задача педагога — раскрыть студента, рассмотреть, что у него тут (гость показывает на лоб) и тут (касается рукой левой стороны груди). Но нельзя открыть чужую душу, не открыв своей. Со своими студентами я стараюсь найти этот самый абсолютный человеческий язык, который заставил бы их забыть, что я ректор. Но если нужно — а студент разный пошел, — я им об этом напоминаю.

— Какой конкурс был в этом году?

— 60 человек на место.

— Как же после этого слышать о том, что в актеры сейчас не идут — невыгодно-де?

— Вы знаете, это ведь внутренняя провокация: выгодно — не выгодно. Но я хочу выразиться именно так — не у чертежной доски, не с кувалдой в руках, не у компьютера…

— В вашем списке сыгранных ролей не прослеживается определенного амплуа. Eсть ли у вас любимый жанр?

— Нет. Как только я сыграю в комедии — хочется сыграть в драме. И наоборот.

— Владимир Абрамович, как вы начали сниматься у Гайдая?

— До этого я уже сыграл нескольких восточных людей. Фильм «Время летних отпусков» вы, наверное, не помните, а в «Председателе», там, где Ульянов играл председателя, я сыграл роль полковника, начальника КГБ области. Роль прозвучала, и после этого меня пригласил Гайдай. Меня вообще всегда привлекал восточный колорит, акцент там, знаете, это чисто актерское ощущение. Они «вкусные» какие-то люди. Я знаю восточных людей. Кстати, у меня жена из Баку.

— А как вы расцениваете события, которые сегодня происходят на Востоке?

— Сложный вопрос. Знаю Восток, потому что воевал там. У нас в тылу была Чечня, и мы ее защищали. Это была наша земля, и никто ее не делил. И мы не делились на грузин, армян и евреев. В газетном интервью этой проблемы не решить. Сейчас много об этом говорят по телевидению… Правда, я по телевизору смотрю только «Вести» и потом перепроверяю их по НТВ. И каждое воскресенье обязательно — «Итоги». Даже если занят в спектакле, я в 11 часов ночи смотрю эти передачи. Все остальное представляет собой ужасающее зрелище. И эти мыльные оперы, которыми все увлекаются! Это не искусство. У них совсем другие задачи. Мыльная опера — это король мыла рекламирует свою продукцию. Но это же наносит урон с художественной точки зрения! Я не могу верить в нескончаемые повороты сюжета, устаю следить и понимаю, что мне врут. Эти бесконечные сериалы! Художественное произведение не может не кончаться…

Это утверждение Владимира Этуша мы восприняли как мудрую и своевременную подсказку. И попросили автограф на прощание.

***
фото: Фото Андрея Черепанова;Фото Андрея Черепанова;Фото Андрея Черепанова;Фото Андрея Черепанова;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта