X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Поселок Андреевский, он же Калинина, он же Калинка

Сто лет назад Тюмень стала первой железнодорожной станцией в Сибири. Вокзал и мастерские построили на расстоянии версты от городского центра, там, где рельсы упирались в речку Тюменку — она текла здесь тогда и теперь в глубоком овраге. За железной дорогой были осиново-березовые колки и хвойные небольшие боры, несколько мелких карасевых озер, выпасы скота, болотца — обычный сибирский равнинный пейзаж.

В начале XX века за железной дорогой тюменский купец Семенкин построил лесопилку и для себя — двухэтажный дом с мезонином. Это было там, где недавно поставили девятиэтажный железобетонный «небоскреб» на углу улиц Волгоградской и Большевиков. Дом купца сломали в 1981 году. До того времени в нем жили рабочие железной дороги — несколько семей.

При Советской власти лесопилку купеческую значительно расширили и назвали заводом «Большевик», первая улица вдоль железнодорожных путей тоже называлась «Завод «Большевик».

В 1924-м на свободной территории вдоль железной дороги начали строить жилые дома для рабочих. Наиболее интенсивно шло строительство в 1931-1935 гг., когда наркомом путей сообщения был А.А.Андреев.

В те годы города, улицы, площади называли именами еще здравствующих «вождей мирового пролетариата» и их соратников, каковым и был Андреев Андрей Андреевич. Тюменские железнодорожники увековечили фамилию своего наркома, назвав в его честь главную улицу поселка. Постепенно и сам растущий поселок стали называть Андреевским. Пересекавшие главную улицы получили названия Сталинградской (теперь Волгоградская), им.Петра Кривоноса — первого стахановца на железных дорогах Союза ССР (теперь Мира), Декабристов. Кстати, толковый парень был комсомолец Кривонос. Работал машинистом в Донбассе. В 1935 году за счет правильной эксплуатации паровоза и знания своего участка пути начал водить грузовые поезда с небывалой в те годы скоростью — 40-50 км в час…

К началу Великой Отечественной войны строительство поселка остановилось на ул. Декабристов. Была здесь крошечная начальная школа на Сталинградской — на два класса.

В 1954-м ул.Андреева переименовали в ул.Калинина — в честь М.И.Калинина, долго занимавшего пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, так называемого «всесоюзного старосты». Постепенно и сам поселок тюменцы стали называть именем Калинина (или, в просторечье, Калинка), но не забыли и старое название. Географически поселок ограничен с севера железной дорогой, а с остальных сторон света его опоясывает троллейбусная линия, проходящая по ул.Конституции, Зои Космодемьянской, Интернациональной, до аэропорта «Плеханово». Однако многие считают, что Калинка — это все застроенное пространство от железной дороги на юг до кольцевой автомобильной дороги, с востока ограниченное Червишевском трактом.

В начале 50-х в поселке появились кирпичные здания. Первым была школа N 35, построенная в 1953-м, но тогда она называлась школой N 4 станции Тюмень и относилась к железнодорожному ведомству. Через два года появились детские ясли и завод пластмасс, потом заселили 44-квартирный дом с магазином на углу ул. Мира и Калинина. К 40-летию Советской власти, в 1957-м, сдали кинотеатр «Октябрь». В нем под 7 ноября провели торжественное собрание в честь годовщины Октябрьской революции по обычному в те годы сценарию.

В 1961-м построено молодежное общежитие железнодорожников, что в самом начале ул.Калинина у сквера. А потом вблизи начали сносить ветхие деревянные домишки и строить дома, называемые теперь презрительно «хрущевками» или, с намеком на трущобы, -«хрущобками». Но это теперь появилось к ним такое презрение, а в те годы каждый считал за большое счастье получить, простояв обычно не один год в очереди, такое жилье. Я сам прожил в таком доме в пос. Калинина 16 лет и полагаю, что в нем хоть и не ахти как было все отделано, но лучше жилось, чем теперь в железобетонном небоскребе времен Второго Ильича. Может быть, потому, что мы все тогда были моложе?

Eсли подняться на пешеходный мост у железнодорожного вокзала, то поселок Калинина почти весь на виду. К горизонту по пологому склону уходят крыши преимущественно деревянных домов. Все это -послевоенная застройка. Всеми правдами, а преимущественно -неправдами, выправив паспорта, которых крестьяне не имели (не полагалось по закону), здесь селились те, кто уже не хотел работать за трудодни в колхозе и потому сбегал в город, где работа всегда находилась.

Селились здесь и железнодорожники, кто не мог долго ждать в общей очереди получения жилья, но чувствовал, что может осилить такое тяжелое дело, как строительство дома, сам. Улицы в поселке Калинина прямые, широкие, по-деревенски заросшие травой. Редко где их покрывают россыпи щебня,

асфальт — тоже великая редкость. Eсть ул.Транспортная, но в то время, когда мне приходилось ходить по ней (12 лет назад), отдельные участки ее весной и осенью можно было одолеть только пешим ходом, а из транспорта отваживался пройти только трактор.

Многие калининцы питают большую любовь к елям. То тут, то там из-за заборов, из-за крыш, поднимаются острые верхушки лесных красавиц.

По сути своей поселок Калинина — гигантская деревня в составе Тюмени. Застраивать эту территорию не спешили при социализме — считали, что потерпит еще деревянное жилье. Но кое-где успели воткнуть 5-9-этажные кирпичные и железобетонные дома. Одиноко возвышаются они среди бескрайних шиферных крыш одноэтажного самостроя 50-60-х годов, который терпел, терпел, да и начал основательно гнить. Вот бы где строить микрорайоны,а не лезть в топкое Заречье или на хлебные черноземы пригородных колхозов и совхозов! Но полезли. В результате расползлась Тюмень, как клякса, по лику земному и, занимая по площади десятую часть территории Москвы, имеет на ней всего 450 тысяч человек населения, а по пропорции должна бы иметь около 900 тысяч.

С середины 60-х годов стали застраивать пустыри, где раньше пасли скот или сажали картофель, в конце улиц Волгоградской, Мира, Декабристов. Железнодорожники, авиаторы, завод кузнечно-прессового оборудования (был такой, переименованный в «Нефтехиммаш»), электромеханический, построили здесь дома для рабочих. 5-9-этажные дома закрыли деревянный поселок Калинина со стороны железной дороги, и теперь, когда пассажирский поезд со стороны Москвы влетает из придорожных березняков и ельников в нефтяную столицу России, то пассажиры видят не деревенскую Тюмень, а вполне современный город. И невдомек им (с дороги этого не рассмотришь), что современный город намазан здесь на деревню, как у бедного едока масло на хлеб в бутерброде, — весьма и весьма тонким слоем, буквально в два дома толщиной.

В поселке нет промышленных предприятий. Ближайшие работодатели — аэропорт «Плеханове» и железная дорога — не обеспечивают всех здесь живущих делом. И поселок выполняет в основном функцию «спального места», откуда поутру трудящийся народ отправляется к местам работы. Транспортная сеть здесь развита слабо — городские пассажирские перевозки осуществляются только по ул.Интернациональной, Московскому тракту и ул.Калинина.

Главная историческая достопримечательность Калинки -Московский тракт. С тех пор как в XVIII веке его проложили через Eкатеринбург, он подходит к Тюмени с этой стороны. Правда, в самом городе теперь его трасса изменена — раньше он проходил там, где находятся ул.Достоевского, Орджоникидзе, и круто поворачивал на восток на перекрестке Орджоникидзе и Республики.

Где-то здесь, на территории Калинки, находилась застава на входе тракта в Тюмень. После того как в 1837-м в Тюмени и Тобольске побывал будущий царь Александр II, у заставы с ним горячо простились тюменские «отцы города», а потом поставили обелиск в ознаменование сего редкого события — то был первый приезд лица царствующей фамилии в Сибирь, и в Тюмень в том числе.

Летом 1918-го, когда Тюмень была взята белогвардейцами и белочехами, сюда, в район заставы, в овраг, были выброшены полуразложившиеся останки красногвардейцев, которых после красные похоронили в центре Тюмени в братской могиле на нынешней площади Борцов Революции.

И еще есть в поселке так называемая «воинская площадка». Когда вы переходите по пешеходному мосту железнодорожные пути у вокзала, то обратите внимание на последний рельсовый путь внизу на той, калининской , стороне. У него есть некое подобие перрона, там теперь грузят на платформы автомобили. Это и есть она, «воинская площадка». Именно отсюда в годы Великой Отечественной уходили на запад эшелоны с бойцами сформированных в Тюмени дивизий, полков и других воинских соединений. Сюда приходили разгружаться санитарные поезда с ранеными — пополнение тюменских многочисленных госпиталей. Это горькое место, «воинскую площадку», как-то забывают вспомнить в юбилеи Победы, а она вполне достойна быть отмеченной каким-то образом — мемориальной доской, обелиском и т.п.

В новой и потому весьма отдаленной от железной дороги части Калинки находится единственное здесь высшее учебное заведение — Высшая школа милиции, развившаяся из небольшого филиала Омской школы милиции, открытого здесь в конце 60-х. Неподалеку, на ул.Кремлевской, — областная контора пчеловодства. В 1982-м возле кинотеатра «Октябрь» построили универмаг.

Имеется в поселке несколько скверов. К 400-летию Тюмени им дали названия: у школы N 30 — Комсомольский, у магазина «Маяк» — «Юность». А вот уютный зеленый треугольник между Новой и Кремлевской так и остался безымянным…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта