X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Наша городская культура умрет, но не наденет тришкин кафтан

Дорогие земляки, начиная свое последнее еженедельное обозрение культурной жизни в уходящем году, прошу серебряные трубы наших замечательных джазменов исполнить пронзительно печальные фразы блюза «Дом заходящего солнца». Мы, «гладиаторы» местной культурной жизни, обреченные начальниками и текущим временем на вымирание, приветствуем вас словами римских гладиаторов, обращенных к Цезарю: «Идущие на смерть салютуют тебе!».

Вот она, голимая правда наших дней, — в документе за подписью председателя облкомитета по культуре А.Шишкина, в котором он просит областную Думу отвести на нужды культуры в 1995 г. положенные ей шесть процентов ассигнований общего бюджетного пирога, есть любопытная таблица. В ней расписаны расходы на культуру городов и районов южной зоны области на еще этот год. Тобольск — 5,8 проц., Ялуторовск — 5,1 проц.. Казанский район — 7,5 проц., Тюмень — 1,5 проц. (?!)…

Без комментариев, ибо читатель может и сам сравнить эти данные, сделать выводы. И как мне на их фоне найти убедительные слова восхищения «блокадной» жизнью наших культуртрегеров, не желающих носить этот жалкий тришкин кафтан от щедрот новых начальствующих, но берущих в творчестве дух захватывающие высоты? И правда, пульс тюменской культуры-95 оказался звучным, здоровым и сильным. Мы опять проявили сибирскую упрямку, сибирский характер, особый норов Тюмени — наперекор нищему бюджету, обмелевшей реке благотворительности местного делового и банковского мира и нашей грязи. Недаром наш неутомимый летописец Н.Абрамов еще в XIX веке отметил в Тюмени не только оранжерею с фиговыми деревьями и ананасами, но и живой тюменский характер, смышленость, упорство и стремление к красоте.

В уходящем году тюменская культура, в удивительном сочетании профессионализма и энтузиазма, за гроши продолжала в темном небе зажигать свои звезды. Весь год мы прожили под знаком памяти военного поколения. Фестивали и выставки, конкурсы и концерты, в этом случае поддержанные горадминистрацией, вовлекли в зону своего духовного излучения широкие слои горожан. Наконец-то выказали свое мастерство режиссеры массовых зрелищ. Хорошие кадры готовит наш ТГИИК (Тюменский государственный институт искусств и культуры). Им удалось в апогее народного праздника в честь 50-летия Великой Победы в песне и стихах, танце и композициях на военные темы уловить главное в движении того «прекрасного и яростного мира», усмирившего с фашизм.

Даже на гудок не хватило сил у наших литераторов. Пустой год, единственное, по-моему, стоящее событие — выход в свет избранной лирики А. Марласова «Белый посох». Поверьте, я в курсе, ибо с 1973 г. веду свои папки с публикациями о тюменской литературе. Самая хилая — за 1995-й… Гришин, Саш! Слышишь ли меня, читаешь-ли? Даже твоя «Проталинах-ужалась до одной полосы.

На высокое место ставлю открытие у нас экспериментального оперного театра. Думал, Тюменского, оказалось почему-то — Западно-Сибирского. Споры о премьере оперы С. Рахманинова «Алеко» (режиссер-постановщик В.Орлов) не затихают, но все равно зрелище впечатляет, особенно массовые сцены, ряд сольных партий, оркестр, современная сценография.

Подтвердили свой экстракласс наши театры. По алфавиту первой назову труппу драмы. Главному режиссеру А.Ларичеву удалось в постановке комедии абсурда «Гарольд и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К.Каррьера свершить невозможное: дать русскую версию восприятия разлада романтики сердца и потребительской технотронщины современного западного мира, органично соединить ее с реалистической отечественной традицией и суперновациями постмодерна.

К синтез-театру, умным и одновременно зрелищным экспериментам тяготеет театр кукол и масок. «Женитьба» по Н. Гоголю в версии главного режиссера С.Кузина — на самом острие игры сверхэстетики сценического искусства. Вот только что я прочитал свежий номер «Нового мира» с очередными восторгами в адрес московского и петербургского текущих театральных сезонов. Eсть спектакли, близкие по идее, содержанию к нашим премьерам, но… стоп, перо, а то засмеют, в провинциальной гордыне обвинят. Скажу так: наши театры в своем новаторстве нашли свой оригинальный путь. Правда, есть одно убедительнейшее доказательство. Театральная группа кукольников «Дом Петрушки» (куклы Кузиных) обрела честь, имя и признание в этом году на Московском международном фестивале.

Идею ТЮЗа пытается реализовать «Ангажемент» Л.Окунева, только что с успехом прошла его премьера новогоднего «пространственного» спектакля в помещении бывшего Выставочного зала на ул. Севастопольской. Реже выступал в этом году Молодежный сюрреалистический театр «Альтернатива» Дм.Кузьмина. Но и в его зачет вошел фестиваль драматургии пая фантазия по пьесе Л. Корсунского «Клетка». Пока держит свой «фронт» искусства наш старейший народный театр в ДК железнодорожников. Такое трудное и странное время, но режиссер-постановщик С. Спиридонова и ее труппа нашли силы на выпуск одноактной комедии В. Бурыличева «Идеальный образ».

Свою нишу упорно ищет в городской театральной жизни «Учебный театр» ТГИИК. Сенсацией стал его успех на всероссийском фестивале учебных театров в Барнауле (спектакли в постановке Т.Тетеревковой). Впервые в России, если не считать московских «театрализованных чтений» русских былин в начале века, М.Жабровец и студенты ее курса написали сценарий и воплотили его в форме героической фрески «Богатыри» (по мотивам нашего былинного эпоса). Молодые актеры сами делали кольчуги, шили рубахи, ставили свет и декорации, недосыпали, падали в голодные обмороки (стипендия весной была 40 тысяч), но жили в своем маленьком зале так, что тени великих предков должны быть довольны.

И тут начальство устыдилось, пожалело молодежь и выдало денежки на проведение городского фестиваля детских и школьных театров. Особо удивил меня моноспектакль в средней школе № 38 — о судьбе Айседоры Дункан. Пример оказался заразительным, и начальство поддержало областной литературный праздник «Волшебники приходят к детям».

Блаженствуют, шлифуют свое мастерство наши танцоры. Им полегче в материальном плане, деловые и «крутые» не скупятся на оплату престижных ансамблей бальных танцев, шейпинга. Я не иронизирую. Успехи и награды международных конкурсов говорят сами за себя.

Довольно ровно живут наши художники. Несколько скучновато прошла выставка к юбилею Победы, но поволновал публику вернисаж «Новое искусство Тюмени». Удивили многих педагоги Тюменской детской художественной школы, красиво и вдохновенно выступившие со своей экспозицией. После реконструкции открылся выставочный зал ТНМО «Культура», где с успехом прошли выставки германских и американских художников, наших керамистов и фотомастеров.

Притягивает читателей немецкий зал в областной библиотеке, много народу было на секциях ставших известными в России «Словцовских чтений-95» (ТОКМ). Наши хоры и ансамбли народной песни и танца успешно покоряли Eвропу плюс Израиль и Кипр. Лидер сезона — подлинно народный фольклорный коллектив «Росстань» (рук. Л. Демина, колледж искусств). Выходят они к зрителю не в стиле «а ля рус клюква» Зыкиной, Бабкиной и прочая, а в согласии с духом и буквой русской сибирской песни и обряда.

Юные тюменские певцы Коля Таланцев и Саша Делкус не унывают, у них еще есть время, дабы пробиться в первые ряды исполнителей, хотя и очень труднопроходимы дикие джунгли нынешнего российского шоу-бизнеса. Пусть повезет в них и нашему композитору В. Серебренникову. По крайней мере, наши «Тюменские имена-95» смотрелись не хуже известных шоу Ю.Николаева.

Отдельная строка-Д.Королев вошел в число призеров московского престижного конкурса карикатур, М.Бирман был тепло принят в США как пианист — в рамках тюменской культурной программы. Отличилась телерадиокомпания «Регион-Тюмень», показавшая в своем эфире добротный художественный телефильм «За тысячу верст от войны» (драматургия А.Малышева, постановка Г.Лавровой, съемки А.Кудрявцева).

Потихоньку возвращаемся к уважению и благодарению в честь наших славных имен. Впервые в тюменской истории открыли мемориальную доску с именем заслуженного артиста России Георгия Дьяконова-Дьяченкова. И по-человечески, и творчески отметили юбилеи заслуженной артистки России (театр кукол и масок) Нины Вальтонс, великолепного музыканта, дирижера и педагога Eвсея Шапиро. Но почти не заметили 75-летия фотомастера Аркадия Космакова, если не ошибаюсь, о его вернисаже никто не позаботился.

Да, не прост по характеру наш Зот Тоболкин, скромно прошло его 60-летие, но свою лепту в литературную историю края он уже внес памятно и емко: нет, официальные власти не откликнулись,,.

Жаль, но скороговоркой приходится упоминать о юбилее тюменского музея истории медицины, золотых юбилеях научно-методического объединения «Культура» (бывший областной Дом народного творчества), бывшего ИУУ — теперь областного института повышения квалификации педагогических кадров. А еще у нас прошли международные фестивали — джазменов («Александр регтайм бэнд»), духовых оркестров. Наконец, в городе открылся биллиардный клуб «карамболь»…

И все написанное — истинная правда, «заверенная печатью» обычно ироничной и язвительной Клары Новиковой. По крайней мере, приехав к нам под финал неподражаемой и, как всегда, успешной «Хануки в Сибири», она, выйдя на миг из сатирического образа, очень тепло и хорошо оценила наш городской культурный стиль жизни.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта