X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Соединяющая Азию с Европой

В декабре 1995 года исполнилось 110 лет со дня открытия Eкатеринбурго-Тюменской железной дороги. Представить сегодня Тюмень без железной дороги невозможно. Но неизвестно, как сложилась бы судьба города, если бы в прошлом столетии дальнейшее развитие торговли и промышленности в России не потребовало решения назревшей проблемы — соединения богатейшего сибирского края с центральной Россией. Сибирское купечество сумело доказать, что Тюмень является важнейшим пунктом на исторически сложившемся торговом пути.

Вернемся в прошлое

Вопрос о наилучшем направлении Сибирской железной дороги был поднят с конца 60-х годов XIX века. За южное направление от Нижнего Новгорода через Казань, Eкатеринбург Тюмень во многих ходатайствах и заявлениях высказались русское купечество, городские общества и земства, ученые, периодическая печать, генерал-губернатор Западной Сибири А.П.Хрущев. Автором этого проекта был чиновник особых поручений при министре внутренних дел, полковник Eвгений Васильевич Богданович. За северное направление через Самару, Уфу, Златоуст и Eкатеринбург (по проекту И.И.Любимова) выступали Самарское и Уфимское земства и 24 горных завода Урала.

Борьба была острой, но послужила делу. Купцы Восточной и Западной Сибири, собравшиеся на Ирбитской ярмарке в 1869 . году, постановили, «что восточный конец Уральско-Сибирской железной дороги должен примкнуть к г.Тюмени как к таковому пограничному к Сибири пункту, которого торговое значение навсегда упрочилось местным его положением, преимущественно перед всеми другими пограничными пунктами. В Тюмень стекаются все продукты Западной и Восточной Сибири и часто — Средней Азии, и отсюда распространяются по рекам Оби, Иртышу, на которых рас-

положены города Тобольск, Томск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, как в Восточную Сибирь, так и в Средне-Азиатские владения и Китай».

В мае 1875 г. на заседании Комитета Министров под личным председательством императора Александра II утвержден южный проект Eвгения Богдановича.

Eкатеринбурго -Тюменская линия протяженностью 700 верст имела большое значение для соединения Камского и Обского бассейнов, захватывала самую плодородную полосу края — «это бесконечные нивы пшеницы в Шадринском, Ишимском и Камышловском уездах, Ялуторовском и Курганском округах, это громадные гурты скота, продуктами которого торговали на многих ярмарках». В трудные неурожайные годы Сибирь могла стать житницей государства. Дорога строилась на пожертвования сибирских купцов. Исторические документы открывают эти имена — городской голова Тюмени Филимон Колмогоров, Николай Чукмалдин, Иван Решетников, Иван Колокольников и многие другие. E.В.Богданович пожертвовал на строительство железной дороги 14 тысяч рублей серебром из личных средств — невероятно огромную по тем временам сумму. За великие труды свои он был удостоен звания почетного гражданина Тюмени.

Трудами и заботами многих людей железная дорога, соединяющая Eвропу и Азию, была построена. 5 декабря 1885 г. в Тюмень прибыл пробный поезд из Eкатеринбурга, открывший движение по первым рельсам Сибири.

Подлинные документы по изысканию и строительству железной дороги, копии проектов Eвгения Богдановича и Ивана Любимова, копия телеграммы Александра III министру путей сообщения К.Н.Посьету по поводу открытия Eкатеринбурге — Тюменской железной дороги -все это можно увидеть на выставке, открытой в областном государственном архиве.

Нина Шиловская, научный сотрудник облгосархива.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта