X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Тюменская Городская Дума

1994 — 1996 голи

Городская Дума, избранная в соответствии с Положением об организации местного самоуправления в г.Тюмени на период поэтапной конституционной реформы и Положением о выборах в Тюменскую городскую Думу, имела своеобразный переходно-подготовительный характер. Об этом свидетельствует ограниченный срок ее полномочий — 2 года, в течение которых в стране усилиями органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов должны были быть созданы законодательные и организационные основы реализации двух основных конституционных принципов:

1) разделение властей, заканчивающее эпоху Советов, объединявших в себе представительные и исполнительные функции;

2) местное самоуправление, ограничивающее пределы абсолютной власти государства в обществе.

В условиях объявленного Конституцией Российской Федерации 2-летнего переходного периода городская Дума стала новым и главным инструментом формирования системы местного самоуправления в Тюмени. Этим определялись основные цели и формы ее деятельности за прошедшее 2-х летие.

Задачи городской Думы:

1. Формирование нормативной базы развития местного самоуправления в городе Тюмени;

2. Формирование нормативной базы деятельности городской Думы как представительного института местного самоуправления;

3. Установление новых основ регулирования и развития города в условиях разделения ответственности и ресурсов между государством и городом, развития города за счет собственных средств;

4. Сохранение и развитие городской инфраструктуры в чрезвычайно неблагоприятных экономических условиях;

5. Защита интересов социально уязвимых групп городского населения, социально значимых отраслей городской инфраструктуры;

6. Формирование соответствующих новым условиям механизмов контроля за деятельностью администрации;

7. Привлечение широких слоев городского населения к формированию основ местного самоуправления.

В соответствии с Положением количественный состав городской Думы был определен в 11 человек.

Формирование полного состава депутатов было осуществлено в два этапа: в марте 1994 года -11 чел.

В составе городской Думы в течение 2-летнего периода работали:

Пустовит Игорь Трофимович, Коновалов Юрий Иванович, Катаева Лариса Петровна, Никитин Александр Александрович, Гринь Анатолий Федорович, Загваздин Владислав Петрович, Торопов Геннадий Васильевич, Абрамов Валерий Иванович, Касатина Надежда Ивановна, Шерегов Сергей Александрович,

Рябкова Людмила Геннадьевна.

Городская Дума в полной мере выполнила свою представительную функцию: в ее составе работали пользующиеся доверием горожан люди, представляющие здравоохранение — 4 человека, образование — 1 чел., промышленность — 3 человека, правоохранительные органы — 1 человек, органы административного управления — 2 человека.

Качественный состав депутатов позволял городской Думе использовать неформальную информацию о всех социально значимых отраслях социальной и производственной инфраструктуры города.

Формирование нормативной базы местного самоуправления

Основными нормативными документами, принятие которых завершает переходный период реализации конституционного принципа местного самоуправления, явились Устав города и Положение о выборах городской Думы и Главы местного самоуправления.

До их принятия следовало пройти большой путь формирования федеральной и региональной законодательной базы развития местного самоуправления в городе.

Депутаты, специалисты городской Думы, ученые принимали активное участие в этой работе на всех стадиях.

Федеральный закон. В постоянной комиссии по местному самоуправлению проходили обсуждение все четыре варианта закона. На каждый из них было подготовлено и направлено в адрес областной Думы заключение с постатейными предложениями, совместно с администрацией депутаты Думы подготовили предложения к проекту закона для Союза российских городов. Глава местного самоуправления С.М.Киричук и секретарь Думы Л.П.Катаева приняли участие во Всероссийском совещании по вопросам самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации 17 февраля 1995 г. в Москве.

Областные законы. Участие в разработке областного законодательства по вопросам, затрагивающим интересы г.Тюмени, началось с Устава Тюменской области. Раздел «Местное самоуправление» и статья «Тюмень -административный центр области» сформулированы в итоге с учетом предложений городской Думы и администрации Тюмени.

Депутатами городской Думы обсуждены все варианты областных законов «О местном самоуправлении», «О выборах органов» и должностных лиц местного самоуправления», «О порядке регистрации уставов муниципальных образований», замечания по которым направлены областной Думе.

Для участия в их разработке в состав рабочей группы областной Думы был делегирован представитель Тюменской городской Думы с предложениями, обсужденными на расширенном заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению с участием юристов и представителей общественности города.

Депутаты Л.П.Катаева и Л.Г. Рябкова приняли участие в проведенных областной Думой парламентских слушаниях по Закону «О местном самоуправлении».

В результате этой большой и целенаправленной работы при принятии областного Закона «О местном самоуправлении» были учтены практически все предложения городской Думы и администрации Тюмени по вопросам, затрагивающим интересы города, особенно в проблемах единства города как муниципального образования, определения полномочий представительного органа, организации муниципальных выборов и других.

В то же время в областном Законе «О местном самоуправлении» не нашли отражения и оставлены до принятия специальных законов предложения депутатов городской Думы по вопросам наделения города собственностью, в том числе на землю, бюджетных отношений с органами государственной власти области и ряду других ключевых проблем формирования материально-финансовой базы городского самоуправления. Предложения по этим вопросам разработаны, и депутатам следующего созыва необходимо добиваться их включения в систему областного законодательства.

Устав города. Ключевой задачей городской Думы в области нормотворчества явилась разработка и принятие Устава г.Тюмени, основного документа, регулирующего формирование системы местного самоуправления в городе. В его разработке принимали участие все депутаты городской Думы. Для решения этой задачи совместным решением Думы и администрации была создана рабочая группа под руководством Л.Г. Рябковой, председателя постоянной комиссии по организации местного самоуправления и целевых программ, в заседаниях которой принимали участие Л.П. Катаева, А.Ф. Гринь, юрист Думы Ф.Г. Валеев, специалисты-разработчики, представители администраций города и районов.

Проект Устава трижды выносился на обсуждение городской Думы. Дважды публиковался в средствах массовой информации. На него было получено 7 развернутых заключений и более 300 замечаний граждан и общественных организаций. Все они были использованы при доработке проекта Устава города.

В ходе обсуждения этого документа был проведен круглый стол в городской Думе с участием губернатора области, депутаты Л.Г. Рябкова и А.Ф. Гринь приняли участие в заседаниях Ассоциации сибирских и дальневосточных городов по теме «Разработки уставов сибирских городов» в г. Новосибирске.

Вся эта многоплановая работа привела к тому, что Устав города был принят на заседании городской Думы N 65 от 17.11.95 и бег замечаний зарегистрирован 15.01.96г. областным управлением юстиции.

Одновременно с Уставом города ведется разработка тесно связанных с ним нормативных актов в частности «Положения о статусе депутата городской Думы», это позволило городской Думе в соответствии с требованиями Федерального Закона о местном самоуправлении назначить выборы Главы города и депутатов городской Думы на 17 марта 1996 г

Для того чтобы Устав заработал в полную силу, на одном из заседаний была утверждена комиссия и нормативные акты, которые она должна разработать, зало жив правовую базу развития местного самоуправления в Тюмени городская Дума первого созыв; выполнила свою основную задачу.

Формирование нормативной базы деятельности городской Думы

Второй важнейшей задачей переходного периода в становлении местного самоуправления в Тюмени было формирование нормативной базы работы городской Думы. Деятельность городского представительного органа в новых условиях местного самоуправления во многом специфична. Это потребовало разработки всего комплекса документов, регулирующих внутренний распорядок и работу представительного органа в целом.

В этих целях депутатами разработаны й приняты следующие нормативные акты:

— структура Тюменской городской Думы (определена номенклатура постоянных комиссий, введена должность секретаря Думы);

— временный регламент Тюменской городской Думы;

— временное положение о порядке подготовки документов на заседание Тюменской городской Думы;

— временное положение о помощнике депутата Тюменской городской Думы;

— временное положение о депутатских постоянных, временных комиссиях и рабочих группах.

Прилагательное «временное» применительно ко всем перечисленным документам не должно вводить в заблуждение, означая лишь тот факт, что до принятия Устава города их нельзя было утверждать в окончательном варианте. Данный комплекс документов заложил нормативную базу деятельности городского представительного органа всех последующих созывов.

Характерной особенностью городской Думы как представительного органа нового типа стала большая открытость, опора на мнение населения. Обращения избирателей к депутатам неоднократно были предметом обсуждения постоянных комиссий, консультаций с представителями администрации. Эта практика нашла отражение в принятом городской Думой Положении «О порядке проведения публичных слушаний в Тюменской городской Думе».

Открытость, публичность — одна из важнейших традиций, заложенных городской Думой первого созыва.

Определение новых основ регулирования и развития города Сохранение городской инфраструктуры

Формирование системы местного самоуправления не сводится лишь к принятию Устава города и предполагает прежде всего создание нового механизма регулирования всех социально-экономических процессов на его территории. Решение этой задачи входит, в первую очередь, в функции администрации, но и городская Дума в рамках своих полномочий стремилась к ее выполнению. Это касалось прежде всего утверждения механизмов и принятия оперативных мер в сферах планирования социально-экономического развития, распоряжения муниципальной собственностью и бюджетно-налогового регулирования.

Городская Дума при утверждении плана социально-экономического развития Тюмени на 1995 г. поддержала предложенный администрацией переход на программно-целевой метод планирования с акцентом на решение крупных общегородских проблем, прежде всего в сфере городской инфраструктуры. Такой подход предлагает переход от практики сиюминутного «латания дыр» к решению долгосрочных задач в области жизнеобеспечения города, дорожного строительства, транспорта за счет концентрации на этих направлениях ограниченных средств городского бюджета. В качестве приоритетных целей в 1995-1996 годах было выбрано осуществление крупных мероприятий в области тепло- и энергоснабжения, дорожного строительства, реконструкции мостов и здравоохранения. Задачи были определены из того расчета, что их выполнение должно создать необходимые условия для решения частных проблем отдельных территорий города и их населения.

Большое место в деятельности городской Думы занимало решение вопросов местного налогообложения. Были приняты основополагающие решения в этой сфере, такие, как «О ставках местных налогов и сборов», «О льготном налогообложении», «Об установлении категорий плательщиков, подлежащих льготному налогообложению в 1995 г.», «Об утверждении ставки налога на прибыль банков» и ряд других.

Основная задача заключалась в том, чтобы методами налогового регулирования:

1) способствовать активизации экономической жизни в городе;

2) поддержать в тяжелых экономических условиях социально значимые отрасли городской инфраструктуры.

Местное самоуправление, с финансово-экономической точки зрения, означает, что город должен решать свои проблемы за счет собственных доходов. Решению этой задачи было подчинено принятие городской Думой Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г.Тюмени».

Проблема увеличения доходной части бюджета находилась в центре обсуждения бюджетного послания 1994 и 1995 годов, рассматривалась на заседаниях постоянных комиссий. В частности, комиссия по бюджету, налогам и сборам обсуждала вопросы организации муниципального займа и учреждения муниципального банка. Депутаты городской Думы выступили с обращением к областной Думе по вопросу увеличения доли регулируемых налогов, отчисляемой в бюджет г.Тюмени.

Организация местного самоуправления означает и установление новых, договорных, отношений между городом и органами государственной власти области. Проект такого договора подготовлен совместно городской Думой и администрацией. Он предполагает справедливый раздел имущества (собственности, земли, налоговых средств), взаимную ответственность, возможность возмещения затрат города на выполнение им государственных функций. В этом ряду стоит и’ возможность активизации внешнеэкономической деятельности города в рамках утвержденной городской Думой программы «Кольцо нефтяных столиц» и договора с г.Целле (ФРГ), Хьюстон (США).

Городская Дума заложила правовые основы распоряжения муниципальным имуществом, приняв Временное положение «О порядке продажи и определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду», утвердив решение «О введении сбора за оформление документов к договору о приватизации». Вместе с тем многие вопросы распоряжения муниципальной собственностью и землей остались нерешенными из-за соответствующих законодательных актов области.

В целом, из комплекса решений, принятых или обсужденных городской Думой, вырисовывается концепция регулирования социально-экономического развития города в условиях местного самоуправления:

— программно-целевое планирование по крупным проблемам общегородского значения;

— налоговое регулирование с целью повышения экономической активности, стабилизации занятости и поддержки социально значимых отраслей городского хозяйства;

— рост налогооблагаемой базы городского бюджета, повышение его доходной части, привлечение внешних средств в инвестиционные программы города;

— эффективное распоряжение городским имуществом, прежде всего землей;

— справедливые экономические отношения с органами государственной власти.

Защита интересов социально уязвимых групп населения и социально значимых отраслей городского хозяйства

Одной из основных задач городской Думы являлась социальная защита населения города, особенно его социально уязвимых групп.

Так, было принято решение о сохранении дотаций городского бюджета на доставку пенсий, на хлеб и молоко для пенсионеров. Их интересы учитывались при принятии решений городской Думы «О введении тарифов платы за жилье и коммунальные услуги», «О введении новых тарифов на перевозку пассажиров по городским и пригородным маршрутам». Этим решением сохранен и порядок бесплатного проезда для детей и школьников, льготы для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Городская Дума сохранила надбавку к зарплате учителей средних школ города.

Поддержке инвалидов и их организаций были посвящены решения Думы «О налогообложении в области социальной защиты, занятости и реабилитации инвалидов с помощью физической культуры и спорта», «Об освобождении от уплаты местных налогов общественных организаций Всероссийских обществ инвалидов, глухонемых и слепых».

Социальной защите детства было посвящено решение «О выполнении государственной программы «Дети России». Этот вопрос рассматривала и постоянная комиссия по бюджету, налогам и сборам. Эта же комиссия на специальном заседании обсудила вопрос «Об освобождении от уплаты местных налогов и сборов организаций и лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Особым вниманием депутатов городской Думы пользовались социально значимые отрасли городской инфраструктуры. Решению их проблем посвящены такие решения, как «Об утверждении нормативов на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы», «О налогообложении в области физической культуры и спорта», «Об освобождении от налогов по платежам в городской бюджет организаций — участников чемпионатов России по футболу», «О введении новых тарифов на перевозку пассажиров по городским и пригородным маршрутам», «О вопросах налогообложения подразделений СИД и CP УВД области», «О пересмотре сложившейся практики медицинского страхования в г.Тюмени в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». По вопросам обязательного медицинского страхования депутаты приняли участие в работе «круглого стола», проведенного областной Думой. Высказали свое мнение на заседании областной Думы.

Защите социальных прав этнических меньшинств было посвящено решение «О льготном налогообложении предприятий, финансирующих строительство Соборной мечети».

Активное участие приняли депутаты и в мероприятиях, посвященных 50-летию Победы, чему было посвящено специальное решение городской Думы, подготовлена развернутая Программа поддержки ветеранов.

В целом, у городской Думы в силу ограниченности городского бюджета было не много возможностей поддержать социально незащищенные группы населения и отрасли городского хозяйства. Однако все эти возможности были использованы в полной мере. Контроль за деятельностью администрации

Значительное место в деятельности городской Думы и ее постоянных комиссий занимал, в соответствии с полномочиями представительного органа, контроль за деятельностью администрации, ее отраслевых и территориальных подразделений.

Было разработано и принято Положение «О контрольной деятельности Тюменской городской Думы». На заседаниях Думы и постоянных комиссий регулярно заслушивались отчеты и информации о выполнении планов социально-экономического, развития и бюджета как за год, так и за более короткие периоды.

В целях упорядочения работы с внебюджетными фондами было разработано и принято Положение «О целевых внебюджетных фондах администрации г. Тюмени».

На заседаниях Думы рассматривались и отдельные распоряжения главы администрации, а в одно из них — «Об освобождении предприятий жилищных трестов и управлений от уплаты налогов в городской бюджет» — внесены существенные изменения.

Постоянная комиссия по бюджету, налогам и сборам регулярно заслушивала информацию об использовании бюджетных средств подразделений администраций города и районов, в частности — управления коммунального хозяйства, комитета по образованию, районных комитетов социальной защиты, комитета по здравоохранению и медицинскому страхованию.

Также комиссия специальное заседание посвятила вопросу об эффективности использования бюджетных дотаций транспортны ми предприятиями города.

Особое внимание депутаты уделили представлению прокурора «О расходовании средств бюджета за последние годы».

В настоящее время на контроле городской Думы находятся еле дующие вопросы деятельности городской администрации:

— состояние школьного питания;

— состоянии городского пассажирского транспорта;

— реализация Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании» в г.Тюмени.

Несмотря на выполненные задачи переходного периода, депутаты постоянно проводили приемы горожан-избирателей. За это время на приемах побывало более одной тысячи горожан. Так, находясь в гуще городских событий, жизни, депутаты своими предложениями, замечаниями оказывали существенное влияние на принятие решений администрацией города. А нормальные, деловые отношения, профессионализм общения позволили работать без конфликтов и срывов.

Одновременно с нормотворческой деятельностью, депутатскими приемами и исполнением обязанностей по основному месту работы депутаты представляли город на встречах с политическими деятелями, партиями и общественными организациями. Регулярно выступали на радио в программе «ГСН» «Мэрия по пятницам». Отвечали в газетах на вопросы журналистов и избирателей по ТВ.

Секретарь Тюменской городской Думы — Л.П.Катаева г. Тюмень 1996 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта