X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Урок истории

Я все о том же — о фестивале «Белые пятна истории Сибири».

У меня, как у терпеливого и истового (в кои-то веки удалось!) телезрителя, очень разные впечатления от фестивальной недели — от растроганного «ах!» до сердитого «Да разве ж так можно!». Но поскольку даже жюри по каким-то там таинственным соображениям фактически уклонилось от-оценки конкурсных работ, вряд ли мне стоит заниматься их предметным разбором.

Подведение итогов, как сказал председатель жюри Сергей Подгорбунский, свелось к «раздаче слонов». Мне даже подумалось, что членам высокого трибунала пришлось немало потрудиться, придумывая отдельную категорию для каждого фильма. Не фильм подбирали под номинацию, а номинацию — под фильм. Ну что за оценка для нелестной и тонкой миниатюры Нины Копновой «Где душа моя?»: за точный образ национального обряда!

Из четырех работ, посвященных истории коренного населения Сибири, фильм Нины Копновой — единственный, о котором можно было говорить в плане конкурса. Остальное — не более чем заявки. Наброски. Вступление к теме. Мне, например, обидно, что «Коновязи времен», так-красиво обозначившись во вступлении, собственно, ничего и не рассказали, и не показали. Так и хочется спросить: были ли открытия, и какие?

Примерно в том же ключе сделана и «Кучум-гора», пробная работа ишимской студии. Весь фильм с разных точек показывают одну и ту же гору и рассказывают историю Сибирского ханства. Гора есть, ханство есть — фильма нет.

Я последовательно называю конкурсные работы — фильм. Хотя не один и не два из них следует отнести к другому, очень распространенному на телевидении жанру. Этот жанр — телепередача.

Вот такая, на мой личный зрительский взгляд, телепередача была представлена из Кургана. Хотя она и называлась «Дом Нарышкиных», но зритель был вынужден более всего любоваться то лицом, то профилем, а то и вовсе спиною ведущей. А сам дом как следует так и не показали. Почему-то авторы предпочитали о своих находках говорить, а не показывать их.

Поскольку жюри свой вердикт уже высказало, я в своих оценках абсолютно свободен.

Первое место отдано фильму о композиторе Шабалине. Я не знаю, повлияло ли на эту оценку творчество самого композитора, но мне фильм показался предельно скучным.

Более сложно мое отношение к работе Виктора Зайцева «Как написать мне белый цвет…». При всем искреннем уважении к автору, при всей любви к Северу и полярным пилотам, а мне пришлось быть лично знакомым и с одним из первых арктических летчиков Борисом Чухновским (он в 1928 году искал экспедицию Нобиле), и с Василием Ивановичем Аккуратовым, штурманом Ивана Ивановича Черевичного, не могу не сказать откровенно. Цельной ткани при попытке соединить откровенные диалоги великих полярных стариков на дружеской пирушке, размышления художника-полярника, прочитанные актером, и полемические отступления самого журналиста не получилось. В этом плане также сделанный с помощью актеров фильм Пермской студии «Пермь, Омск, далее везде» выглядит гораздо органичнее.

Наиболее спорны, на мой, подчеркиваю, взгляд, именно монологи автора, снятые на фоне московских задворок. Звучащая в них ностальгия по ушедшему советскому времени (я думаю, что эта ностальгия посещает не одного только Виктора Зайцева) не может быть связана с судьбой героев фильма.

Когда-то полярные пилоты были молоды. И этим все сказано. Сейчас они состарились. И этим тоже сказано все. Изменить сей объективный, хотя и горький, факт не под силу никому. Их время прошло. Биологическое время.

А разве забвение вчерашних кумиров — черта лишь нашей повседневности? Разве никогда этого не бывало раньше — и в нашей стране, и в других? Разве не старился в безвестности «огненный тракторист» Петр Дьяков, пока его не отыскал журналист Аджубей (есть разные оценки этого героя, я не о них)? Разве судьбы Александра Маринеско и Алексея Береста — не пример того же в том прошлом, о котором тоскует Виктор Зайцев? Разве кости солдат, погибших под Мясным Бором, лежат там со времен перестройки?

Увы! Такова человеческая природа, память и забвение шагают рука об руку.

Eсли бы существовал приз «За самое белое пятно», его, на мой взгляд, заслуживает дерзкий и отчаянный фильм Гульсины Ниязовой «Я когда-нибудь вернусь». По мысли, по попытке оказать воздействие на общественное сознание он мог встать вровень с «Брестской крепостью». Eго художественные достоинства весьма высоки. Но жюри решило так, как оно решило. Это право жюри. Право зрителя — иметь собственную точку зрения, В этом и прелесть нашей жизни, которую так часто ругают.

Не хочу заканчивать свою колонку на минорной ноте. И возражу самому себе — несмотря на отдельные ошибки, просчеты, на слабые работы в одном ряду с великолепными, фестиваль — вещь замечательная. Вещь необычайно интересная. Своей неоднозначностью, своей широтой и многогранностью. Вы знаете, я необыкновенно горд тем, что это в моем городе случилось такое чудо, состоялся такой урок истории — этот фестиваль «Белые пятна…»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта