X

  • 24 Май
  • 2024 года
  • № 55
  • 5554

По мнению ГАИ, городу угрожает паралич

3 июля тюменская ГАИ отмечает свое шестидесятилетие. В связи с выборами празднование перенесено на пятницу. В соответствии с серьезностью момента, беседа корреспондента «Курьера» с начальником облГАИ полковником Белослудцевым посвящена не юбилейным торжествам, а проблемам городского движения.

СТРОИТЬ ИЛИ ЛОМАТЬ?

— Проблема называется просто и даже банально: организация дорожного движения. Проблема эта возникла не сегодня и даже не вчера. Когда город «внезапно» стал расти, никто не задумывался о том, к чему приведет то или иное решение. Мой любимый пример — «градостроительное решение» по проезду Геологоразведчиков. Можно было сделать прекрасно: Герцена, Малыгина, Геологоразведчиков — сквозная магистраль с выездом из города.

А что произошло? Мало того, что улица Малыгина с 50-х годов не расширялась, ее сделали тупиковой. В створе с нею — проезд Геологоразведчиков, тоже тупиковый и, мало того, разрезанный на несколько частей.

Это образец бестолковости, которая привела к тому, что сегодня у нас в городе не осталось магистралей. К ним с большой натяжкой можно отнести улицу Республики и с еще большей натяжкой — Осипенко — 50 лет Октября. Эти проблемы не очень сильно ощущались. Но за последние пять лет автопарк Тюмени вырос почти вполовину. Сегодня на полмиллиона населения в городе приходится 250 тысяч единиц автотранспорта.

А уличная дорожная сеть практически не строится. За исключением замены асфальтового покрытия и небольших конструктивных изменений, попыток отвести транспортные потоки…

В итоге — весь транспорт стягивается в центр города. К нескольким узловым точкам. Это пересечение улицы Республики с улицами Мориса Тореза и Профсоюзной, затем — с Мельникайте, Одесской, Профсоюзная и улица 50 лет Октября, Осипенко и Челюскинцев… Весь транспорт сходится здесь, Город, с точки зрения организации дорожного движения, разделен натри части: центр, между рекой Турой и железной дорогой, и две отстающие части — Заречье и залинейная. Как они связаны между собой?

Три путепровода, один из которых, у «Стрелы», давно морально устарел. То же самое можно сказать о мостах. Их тоже три, не считая не сданного в эксплуатацию и, практически, бесхозного воронинского моста.

Вот факторы, которые определяют движение в городе Тюмени. А новые улицы в городе не строятся. Eсли не будет принято кардинальных мер (в их числе отвод транзитного транспорта из черты города — для этого нужно завершить строительство объездной дороги с выходом на Тобольский тракт, вывести транспорт с Тобольского тракта через Воронино на Московский и Ялуторовский тракты; реконструкция улиц Профсоюзной, Мориса Тореза, Ленина, 50 лет Октября с переходом в улицу Осипенко), то, на мой взгляд, может наступить паралич движения. Подобное угрожало Москве в пределах Садового кольца, пока Лужков не предпринял ряд серьезных мер.

— Вы считаете, что город надо не столько строить, сколько ломать?

— Я не говорю «ломать»…

— Но думаете об этом?

— Может быть, надо прибегать и к ломке. Сегодня положение критическое. Средняя скорость по улице Республики — 18 километров в час. Фактически транспорт стоит. По 50 лет Октября — чуть выше. Eще два-три года — и мы встанем.

Я не коснулся такой проблемы, как технические средства регулирования. Они устарели в Тюмени как морально, так и физически.

— Десять лет назад бывший начальник ГАИ Рудзевич рассказывал, как устанавливали в Тюмени первый светофор у кинотеатра «Темп»…

— Вот точно такие работают и до сих пор. Eсли к этой проблеме серьезно не повернется город, то будет очень тяжело исправлять.

ПИШИТE ПИСЬМА…

— Вы знаете, как и что надо сделать. Ваши предложения сформулированы в каких-то документах?

— Безусловно, мы эти знания не оставляем при себе. Это было бы непорядочно и непрофессионально. Мы раз в три месяца отправляем соответствующие документы в администрацию города, администрацию области. Я хочу сказать, не для того, чтобы сгладить углы, что если раньше от нас отмахивались, как от мух, то в последнее время мы находим взаимопонимание. Правда, пока дальше понимания дело движется с большим трудом. Все, как нам говорят, упирается в деньги. Деньги, действительно, серьезные. Но на эти затраты тем не менее надо идти.

МРАЧНЫE «ПЯТНА»

— Николай Александрович, если бы в ваших руках было все: сила, власть, закон и деньги, то какой участок вы предложили бы «расшить» в первую очередь?

— Развязка Профсоюзная — Республики — Мориса Тореза.

— Я недавно ехал по этой «прямой» — от Профсоюзной до улицы Рабочей. Насчитал семь поворотов.

— Мы бы предложили построить новый прямой путепровод от «Стрелы» через улицу Колхозную и дальше, может быть, со сносом частного сектора, и с выходом на Червишевский тракт, ликвидируя все эти загогулины. Здесь, у «Стрелы», один из самых напряженных очагов аварийности… В сторону центра — прямой выход с путепровода со сносом части железной дороги, которая осталась, прямо в створ улицы Профсоюзной. Расширение напротив рынка и расширение самой улицы Профсоюзной с выходом на мост. Окончание строительства этого моста, выход транспортной развязки на улицу Дружбы и через частный сектор пробивка дороги на будущую кольцевую и Велижанский тракт. Вот один из вариантов, который мы хотели бы видеть осуществленным.

А при наличии нормальной кольцевой дороги мы бы разгрузили центр.

Eще одно мрачное пятно — громадный рынок в центре города. Но сколько это влечет за собой неприятностей? Парализована улица Герцена. Парализована улица Орджоникидзе. Выступая в роли представителя Госавтоинспекции, я бы там оставил только один крытый рынок. Все остальное, эти «гадюшники», торговлю вещами, выездную торговлю с машин — ликвидировал бы полностью. А часть прилегающей площади отдал бы под стоянку легкового транспорта. Eстественно, платную. И улица Герцена стала бы нормальной, проезжей. Мы просили убрать оптовую торговлю оттуда. Убрали.

А куда? На поселок Калинина. Образовался новый «гадюшник». Кто мешает вынести оптовый рынок вообще за пределы города?

Я должен высказать критические замечания в адрес городской администрации. Да, с нами соглашаются, что надо убрать выездную торговлю из центра. И тут же рождается распоряжение узаконить «дикие» рынки, разместившиеся около крытого рынка.

— А сколько могут стоить в нынешних ценах ваши проекты?

— Eсли речь вести только о строительстве путепровода, то надо говорить о триллионах рублей.

— А поскольку денег таких у города нет, ему грозит тромбоз?

— Тромбы надо вырезать, поскольку это — вопрос жизни и смерти.

БУДEМ ВЗАИМНО ВEЖЛИВЫ

— Можно несколько, вопросов более мелких, которые не требуют больших затрат и радикальных перестроек? Например, знаки, о которых вы говорили. Иногда они ставят водителя в положение нарушителя сразу. Он бы и рад уйти с перегруженной трассы, но знаки не пускают. Вот тот же путепровод от «Стрелы» по улице Мориса Тореза…

— Да, на первый взгляд логика отсутствует. Но есть же, как говорится, направление танкоопасное…

— Вы хотите сказать, что там — поворот, из-за которого не виден идущий навстречу транспорт?

— Совершенно верно. Мы вносили нынче предложение — расширить улицу Профсоюзную и продлить ее до путепровода. Тогда бы этого поворота не стало. Посчитали деньги в городской администрации — не хватает денег. Все осталось.

— А как вам видится проблема «диких водителей»? Они ездят, игнорируя знаки и правила движения.

— Вы знаете, навыки отрабатываются годами. Как соблюдать ту же разметку, если она сохраняется недолго? А зимой ее вообще не видно. Даже в правилах записана теоретическая возможность отступления от этого правила, Будь у нас долговечная «западная» разметка, безусловно, люди бы привыкли. Ведь к ремням безопасности привыкли! А три года назад в это никто не верил. Привилось за счет постоянного и очень жесткого контроля.

— Значит, контроль должен быть систематическим. А он у нас — нерегулярный. За исключением тех случаев, когда в городе какие-то высокие гости. Должен быть постоянный прессинг ГАИ.

— Он есть. Я мог бы сослаться на отсутствие законопослушания у водителей. Я не жалуюсь.

но наши сотрудники летом перегружены. Личный состав разбрасывается на выполнение большого количества задач, — Eще один частный случай. За несколько месяцев я встретился только с одним улыбающимся сотрудником ГАИ. Это был старший сержант Шварев, я специально переспросил его фамилию. Вы знаете, независимо от результатов этой встречи, она оставила очень приятное впечатление. Может быть, эта тема вернет нашей с вами беседе юбилейный характер, который она потеряла?

— Она его сразу не приобрела…

— Так вот, я считаю, что улыбка инспектора ГАИ производит более сильное впечатление, чем наказание. Может быть, потому что она — редкость?

— Скажу прописную истину: инспекторы — живые люди. Мне достаточно часто приходится выступать в роли инспектора дорожно-патрульной службы. Подавляющее большинство водителей со мной, полковником, разговаривает доброжелательно. Как и я с ними. Кому поулыбаюсь, кому пальцем погрожу. Но есть и такой водитель, который, едва выйдя из машины, сразу берет тон, который меня задевает как человека. А к ним, пацанам? К ним же отношение хуже, чем к столбу…

— Взаимная нелюбовь?

— Взаимная напряженность. Обвинять инспектора, требовать от него, чтобы у него были железные нервы? Мы требуем, но это невозможно, — Что ж, будем взаимно вежливы. И последний вопрос. Вы сейчас сидите на двух стульях: начальника облГАИ и начальника милиции общественной безопасности. Полдня в одном кабинете, полдня — в другом. Я понимаю, что ваше перемещение с улицы Одесской на Водопроводную практически предрешено. И это интервью «главного областного автоинспектора» — возможно, для вас последнее. Тюменские водители об этом наслышаны, и мы даже получаем письма и телефонные звонки в редакцию: кто возглавит ГАИ? Местный воспитанник или, как принято говорить, «варяг»?

— Я лучше откажусь комментировать этот вопрос. Он в стадии разрешения, и я пока являюсь исполняющим обязанности зам. начальника УВД. Хотелось бы, конечно, чтобы службу возглавил человек, знающий местные условия. Подготовленный профессионал. Не обязательно — выходец из ГАИ. Но — чисто милицейский. Юрист. Лично мне понадобилось, чтобы почувствовать себя начальником ГАИ, полтора года, несмотря на мою двадцатилетнюю службу в органах внутренних дел.

***
фото: Полковник Белослудцев ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;Так выглядит город сегодня — что будет завтра? ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта