X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Чем мы дышим, какую воду пьем и как долго проживем

По материалам доклада межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета безопасности РФ

В прошлом году население России сократилось на 330 тысяч человек. Разница могла бы быть еще больше, если бы не полмиллиона мигрантов, переселившихся в Россию. Прогнозы наследующий год не внушают большого оптимизма. Только в Дагестане, Ингушетии и Тыве число умерших родителей не превышало количество детей, пришедших им на смену. В остальных регионах России смена поколений происходила с потерей населения.

Самое интенсивное увеличение смертности произошло в возрастных группах от 20 до 49 лет. Смертность трудоспособных мужчин в четыре раза выше, чем женщин. Среднестатистический россиянин не доживает два года до пенсии, среднестатистическая россиянка живет на 14 лет дольше — до 72 лет. Для сравнения: в странах Eвропейского союза мужчины живут до 70 лет, женщины -до 79 лет.

Eсли мы не выйдем из демографического кризиса, не исключена угроза безопасности России. Трудовые ресурсы в стране могут иссякнуть. На Крайнем Севере и приравненных к нему территориях это уже произошло — за последние четыре года население в этих регионах сократилось на 5,5 процента (660 тыс. человек).

Не последнюю роль в удручающей демографической обстановке играет плохая экология. Сегодня можно уже без всяких натяжек сказать, что в Пермской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской областях, в Башкортостане до 40 процентов болезней населения связаны с плохим воздухом, водой, загрязненной почвой, недоброкачественными продуктами, плохими условиями труда и быта.

Воздух

В связи с падением производства выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источниковсократилисьс31 ,8 млн. тонн до 21,3 млн, по сравнению с 1991 годом. Но и это очень много. Дополнительно портят картину загрязнения воздуха транспортные средства и аварийные выбросы вредных веществ — только в прошлом году они были в Тольятти, Кургане, Нижнем Тагиле, Волжском, Новокуйбышевске, Норильске, Тамбове, Сочи и Чите.

Но и без катастроф ситуация с воздухом аварийная в Новокузнецке (559. тыс. тонн вредных выбросов), Липецке (386,1 тыс. тонн), Омске (293 тыс. тонн), Ангарске (233 тыс. тонн), Уфе (232 тыс. тонн), некоторых других городах. Чаще всего в атмосферу выбрасываются твердые вещества (3,6 млн. тонн), газы и жидкости (17,7 млн. тонн), в их числе диоксид серы (6,4 млн. тонн), оксиды азота (2 млн. тонн) и углерод (5 млн. тонн), углеводороды (2,7 млн. тонн).

В 150 городах — среди них Москва, Томск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Eкатеринбург — выбросы от транспорта превышают промышленные. Нередко концентрации вредных веществ от автомобильных выхлопов превышают ПДК в 10-20 раз.

41 процент заболеваний органов дыхания обязан своим возникновением плохому воздуху. Добавьте еще 16 процентов эндокринных болезней, обусловленных тем же. Особенно опасен загрязненный воздух для детей: 37 процентов детских заболеваний связаны с ним, для сравнения, у взрослых он виноват в 10 процентах болезней. В городах Курган и Шадринск заболеваемость органов дыхания почти в два раза выше, чем в самой Курганской области. В этих городах воздух гораздо хуже, чем в области.

В Омске, Красноярске, Новосибирске и Кемерове содержание канцерогенного бензпирена в 6-9 раз превышает ПДК. В итоге там высока онкологическая заболеваемость. Главный источник бензпирена — бурый уголь КАТЭКа. Где им пользуются, смертность от злокачественных заболеваний всегда выше средней.

В Магнитогорске, где воздух богат «химией», много детей с врожденными пороками и новообразованиями, злокачественными болезнями крови и сахарным диабетом. В Мончегорске, где больше двух ПДК сернистого ангидрида, 1,4 ПДК формальдегида, 1,2 ПДК пыли, в 1,8 раза чаще бывают опухоли, в 2 раза — болезни костно-мышечной системы, в 1,6 — врожденные уродства, в 1,5 раза — болезни кожи. В Новосибирске многие токсические вещества превышают ПДК в 5-8 раз. Из-за этого в городе самопроизвольные выкидыши встречаются чаще в 3-5 раз, новообразования — в 3,5 раза, эндокринные болезни — в 2,6 раза.

Вода

До сих пор в России не имеют централизованной канализации, отводящей сточные воды, 5 про-. центов городов, 39 процентов поселков городского типа, 96 процентов сельских населенных пунктов. В итоге 40 процентов всех стоков сбрасывается в водоемы без очистки. Наиболее активно это делается в Московской, Ленинградской, Иркутской, Сведловской областях и Краснодарском крае. Концентрации некоторых тяжелых металлов в реках Чусовая, Саяд, Тагил (все в Свердловской области), Нюдуай (Мурманская обл.), Вычегда (Архангельская обл.) превышают в ПДК 100-200 (!) раз. Со сточными водами в водоемы поступают миллионы тонн сульфатов и хлоридов, сотни тысяч тонн аммонийного азота и нитратов, десятки тонн фенолов, свинца, ртути, тысячи тонн пестицидов. Прибавьте к этому 20 аварийных сбросов в прошлом году, уже изменивших не в лучшую сторону водоемы в Башкортостане, Архангельской и Ульяновской областях.

Каждая пятая проба водопроводной воды в России не соответствует санитарно-химическим нормам, а каждая десятая -микробиологическим. Возбудители инфекционных болезней выявлены в 3;4 процента проб. После этого становятся понятными нередкие острые кишечные инфекции и 38 водных эпидемических вспышек гепатита А, приведших к заболеванию более 5 тысяч человек.

Но плохая вода страшна не только инфекциями. В Кемеровской, Пермской и Ленинградской областях установлена тесная связь между высоким уровнем хлорорганических веществ в воде и болезнями пищеварительной системы, почек и мочевыводящих путей. А в многострадальном Шадринске в Курганской области высокое содержание бора и брома в питьевой воде привело к трехкратному увеличению болезней пищеварения и полуторакратному — эндокринных заболеваний у детей. В Костромской области есть районы, где вода сильно минерализована. В этих местах мочекаменная болезнь встречается в 2-3,7 раза чаще. Питьевая вода в Новгородской области содержит алюминия в 5 раз выше нормы, что угнетающе сказывается на нервной и иммунной-системах детей. В сахалинском поселке Дальнем из-за большого количества пестицидов в водопроводной воде много болезней нервной системы и органов пищеварения.

Недостаток фтора в воде Магаданской, Амурской и Костромской областей стал причиной широкого распространения кариеса, а его избыток в 6-8 ПДК в поселке Балахта Красноярского края привел к высокой заболеваемости флюорозом.

Земля

Более миллиона гектаров земли серьезно больны. В Мончегорске, Иркутске, Черняхове, Братске, Томске, в Ревде Свердловской области 700 тыс. гектаров земли вокруг химических и металлургических предприятий чрезвычайно загрязнены токсичными веществами. Землю захламляют 80 млрд. тонн твердых отходов, 1 млрд. тонн из которых токсичные — содержат ртуть, хром хлорорганику. Больше всего таких загрязнений образуется на предприятиях Уральского, Западно-Сибирского, Центрального и Север-Западного районов.

Плохие почвы не только вокруг промышленных гигантов и транспортных магистралей, неудовлетворительные пробы получены в селитебной зоне (15,7 процента) и в местах, используемых для растениеводства (9,2 процента).

На плохой почве ничего хорошего не вырастишь, токсиканты попадают в растения, в том числе и питательные. В Карабаше и Чебаркуле (Челябинская область) много свинца, мышьяка и кадмия в почве и местных растениях, это резко увеличивает заболеваемость среди детей. Пестициды в новгородских и ростовских почвах повысили количество болезней кровообращения, нервной системы, почек. Четко установлено: где много применяют агрохимикаты, там у детей нередки железодефицитные анемии, аллергии, болезни новорожденных.

Плотность радиоактивного загрязнения почвы выше 1 кюри на квадратный метр отмечена в 14 субъектах Российской Федерации, где проживают 2,6 млн. человек. Радиоактивные «сюрпризы» постоянно обнаруживают в продуктах, полученных на землях, опаленных Чернобылем. В Брянской и Калужской областях радионуклиды — нередкая находка в мясе, молоке, дикорастущих ягодах, грибах. Например, 48 процентов брянских грибов и 24 процента калужских содержали радиоактивные вещества. Безусловно, радиоактивные мины рано или поздно скажутся на здоровье. Некоторые результаты уже есть — 62 случая рака щитовидной железы у детей в Брянской и Калужской областях.

Экологические проблемы подобны бомбе замедленного действия, их решение нельзя откладывать в долгий ящик. Как показывает международный опыт, борьба за чистую экологию может быть весьма эффективной.

Александр Мельников, кандидат медицинских наук, эксперт «Известий».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта