X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

На острие житейских страстей

В тридцать лет Сергей Пузанов стал главным врачом медицинской части недавно открывшейся наркологической клиники «Свобода».

Студентом он мечтал стать хирургом, но все изменила практика по психиатрии, которая настолько его впечатлила, что после экзамена педагог рекомендовал ему пойти по этому пути. После ординатуры Сергей устроился в бригаду скорой психиатрической помощи.

— Это специфический опыт, ты работаешь почти со всеми существующими клиническими состояниями, которые описывает психиатрия. Это требует постоянной концентрации, умения принимать сложные решения. Такая работа дает насмотренность и колоссальный профессиональный опыт, -рассказывает Сергей.

О скорой психиатрической помощи ходят почти что легенды. Eе даже боятся по незнанию.

— Показанием к недобровольной госпитализации могут быть три фактора, — объясняет Сергей Валентинович. — Первый — если человек опасен для себя и окружающих. Второй: человек беспомощен, такое часто случается с пожилыми или слабоумными. Третий: обострение уже имеющегося психического заболевания. Чаще всего нам приходилось иметь дело с первым фактором. Госпитализацией может заниматься исключительно врач-психиатр. Даже если психическое заболевание выявит врач обычной скорой помощи, госпитализировать пациента он не может, а должен вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. Мы госпитализировали далеко не всех пациентов, к которым приезжали, а только в острых случаях. Eсли человек в состоянии завтра сходить к врачу самостоятельно, никто его не увозит. Моя работа заключалась только в определении острого состояния, но понимая, что нас вызвали не просто так, мы старались по возможности оказать помощь сверх обязанностей. Всегда объясняли, куда обратиться, давали рекомендации по нынешнему состоянию и как с ним справиться.

Отдельный разговор — ложные вызовы. Примерно половина вызовов за смену попадает под эту категорию. Бытовая ссора, проблемы взаимоотношений супругов, отцов и детей — в этих случаях надо обращаться в полицию, а психиатра вызывать только тогда, когда вы знаете, что у человека есть заболевание (или подозрение на него возникает у вас не впервые). Например, человек наносит сам себе повреждения, разговаривает без собеседника, бросается на прохожих. Eсли вы сомневаетесь, вызовите обычную скорую помощь или полицию, а сотрудники службы смогут определить, требуется ли помощь психиатра. Часто эти службы работают вместе, когда в деле фигурирует оружие, человек взял заложников или забаррикадировался в помещении.

Экстремальных ситуаций в практике Пузанова было немало.

— При обострении пациент становится физически сильнее, а главное, мотивированнее к сопротивлению. Eсли мы знали, что едем к физически развитому человеку, то сразу подключали полицию. Однажды впятером мы пытались оказать помощь бойцу смешанных единоборств. Почти каждый день на работе связан с опасностью для здоровья, быть физически подготовленным очень важно.

Проработал в скорой четыре года, а дальше судьба завела его в Москву, в клинику доктора Василия Шурова, которого Сергей называет рок-звездой психиатрии.

Вообще-то Пузанов ехал в Москву ради другой должности, но вмешалась случайность, и друзья познакомили его с Шуровым, который срочно искал специалиста, а такое в его клинике бывает очень редко.

— Эта клиника уникальна своим подходом, там не боятся новых решений, а специалистов Василий Александрович подбирает лучших со всей страны. Было честью с ними работать, я многому научился, — говорит Пузанов.

Именно в московской клинике он стал делать упор на работу с алкоголизмом и наркоманией. Так что следующим шагом было возвращение в Тюмень на пост главного врача медицинской части новой клиники.

…Алкоголизм — это хроническое заболевание, и его нельзя полностью вылечить, но можно добиться пожизненной ремиссии. Для этого важен контроль и желание человека, в ином случае запой может вернуться и через 20 лет.

— Важно разделять алкоголизм и бытовое пьянство, если знать разницу, то вы можете заметить у себя или близких первые сигналы и обратиться за помощью. Главное отличие — похмелье. Многие по ошибке принимают за него состояние, когда утром после употребления алкоголя болит голова. Это как раз здоровая реакция организма на интоксикацию, и она скоро пройдет. Похмелье же — это резкие симптомы, такие как сильная тревога, дрожь в теле и потливость, а главное — желание выпить еще. Здоровый человек после бурного употребления утром никогда в жизни не захочет выпить еще. А вот желание, называемое в народе «опохмелиться», -явный сигнал подступающего алкоголизма.

Для пациентов, которые готовы бороться с проблемой, клиника организовала курс реабилитации, где, кроме специалистов, активно помогают волонтеры, организуют встречи с людьми, которые прошли этот путь. Главная задача — донести до пациента, что даже после лучшего лечения результат не будет долгим, если он вернется в прежнюю среду, круг общения и интересов. Eдинственный способ — изменить весь образ жизни.

— Пациенты в первую очередь люди, я стараюсь с ними общаться, узнавать обстоятельства, которые привели на лечение. Часто продолжаю общаться с теми, кто уже закончил лечение и снова живет полноценной жизнью. Это радость — увидеть человека, который несколько месяцев назад не мог передвигаться без ходунков, а сейчас бодро поднимается по лестнице к нам в гости.

***
фото: Главврач Сергей Пузанов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта