X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Несвоевременные мысли на выставке искусства

На выставке в музее Словцова я обратила внимание на работы тобольского художника Николая Боцмана. Царапнуло: где-то я слышала эту фамилию… Вспомнила, что недавно она звучала на редакционной планерке: мол, победителем конкурса проектов памятника жертвам авиакатастрофы в Горьковке стал скульптор из Тобольска с такой фамилией.

Оказалось — сын. Алексей Николаевич.

— Идея памятника пришла почти сразу, как я узнал о катастрофе, — рассказывает Алексей Боцман. — В процессе создания макета я понял, что хочу посвятить ее не только погибшим землякам, но и всем жертвам авиакатастроф.

Он предложил поставить пятиметровую стелу, в которую влетает самолет, а с другой стороны из нее вылетают птицы.

«Их полет не закончился, а только начался. Я хотел сразу отойти от всего мрачного, сделать работу максимально знаковой, образной. Стела символизирует пространство и время. Это как ворота, в которые самолет залетел. Упало железо, упал самолет, но люди не упали, они полетели дальше», — так представил свою работу Алексей на открытии выставки.

Он вспоминает, что на выставке к нему подошла женщина и сказала, что хочет поставить уменьшенную копию памятника на могиле ее погибшего в той катастрофе мужа, если работа Алексея в конкурсе не победит.

Работа Боцмана вроде бы победила — так писали СМИ. Но идею не реализовали. Итоги конкурса даже не подвели, а победителя официально не объявили.

— Подведения итогов действительно не было, но организаторы приглашали меня для обсуждения строительства, и по количеству голосов мой проект на тот момент лидировал, — рассказывает Алексей, — потом организаторы начали просить отойти от первоначальной задумки, сделать стелу меньше, так как на оригинальный проект не хватает средств. Я скептически к этому отнесся, ведь это искусство, вся задумка именно в том, что нужно поднять голову в небо для того, чтобы увидеть на его фоне летящих птиц. Я считаю, что если на голосование выставлялся определенный проект, то люди ожидают его и увидеть, какой смысл заявлять внушительный мемориал, а потом ставить непонятно что? Вообще было ощущение, что организаторы уже и не хотят ничего ставить, а потом и вовсе пропали с радаров.

С момента катастрофы прошло тогда больше года, погибших похоронили и оплакали, жизнь пошла своим чередом, и, похоже, кто-то решил лишний раз «не будоражить народ». Мол, есть же мемориал на месте крушения, каждый год 2 апреля там организуют молебен, возложение цветов. Поселковая администрация пускает в поле грейдер, чтобы расчистить снег, выделяет бесплатный автобус для родственников погибших. Зачем ставить памятник еще и в центре города, чтобы он постоянно напоминал о трагедии? Не нужно этого.

А мне кажется, нужно и важно. Это знак, что мы помним, что человеческая жизнь была и остается главной ценностью, а смерть заставляет задуматься об этом.

Конкурс макетов памятника проводил тюменский продюсерский центр «ш’Ателье». Свои проекты предложили дизайнеры и архитекторы из Тюмени, Тобольска, Кургана, Нижнего Тагила, Eкатеринбурга, Москвы.

— Все макеты и чертежи так и остались у организаторов конкурса, — говорит Алексей Боцман, -нам их не вернули. Это, конечно, не проблема, когда есть идея в голове, восстановить чертеж нетрудно. Обидно именно за то, что памятник так и не поставили, он мог бы стать туристической достопримечательностью города, тем более что было выделено очень удачное место в самом центре.

Сбором средств занимался Благотворительный фонд развития города Тюмени вместе с родственниками погибших.

— В голосовании победил проект стоимостью в девять миллионов рублей, — рассказала Вера Барова, исполнительный директор Благотворительного фонда развития города Тюмени, — а собрать удалось чуть меньше 180 тысяч. Крупные организации отказались участвовать в сборе средств. Компания «ЮТэйр» сообщила, что свою часть выполнила, поставив мемориал на месте катастрофы. В итоге собранные средства так и лежат на нашем расчетном счете, и мы не можем строить на них никаких планов, пока не получим разрешения от родственников погибших, которые инициировали сбор.

… 2 апреля 2012 года крушение самолета ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр» унесло жизни 33 человек.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта