X

  • 28 Май
  • 2024 года
  • № 56
  • 5555

Сквозь невидимые миру слезы

Музы были добры к нам. Театральный праздник удался. Погасли огни II открытого тюменского фестиваля-конкурса «Золотой конек».

Жюри, осторожно пробираясь меж раковин и камней на сцене, символизирующих в спектакле тюменского театра драмы «Продавец дождя» землю после вполне возможного нового потопа за наши черные страсти и тяжкие грехи, подвело итоги. Наэлектризованный зал стонал в эффектных паузах и рассыпался в криках и аплодисментах, заслышав полюбившиеся имена.

Специальной премии жюри «За честь и достоинство» удостоен (посмертно) заслуженный деятель искусств РФ, петербургский режиссер Владимир Воробьев, чья комедия «Одержимая любовью» в ТГТДиК стала последней работой мэтра («огромный подарок актерам тюменского театра», по мнению председателя жюри Eвгении Розановой). Специальный приз «творческому открытию сезона» вручен в номинации «Надежда» уроженцу Тюмени, выпускнику Петербургской академии искусств (бывший ЛГИТМиК), молодому режиссеру Вадиму Дегте-реву. Он поставил в молодежном театре «Ангажемент» модный гротескный «хит» позапрошлого сезона екатеринбургского, тоже молодого, драматурга Олега Богаева под названием «Комната смеха одинокого пенсионера». Говорят, что жюри на обсуждении разбилось пополам и ходило «стенка на стенку», но, поскольку недавняя советская история пока еще хорошо кормит наших профессоров, сотворяющих из нее сугубо сатирические новые мифы, против течения не попрешь.

В номинации кукольных театров за ансамблевость в исполнении сказки «Терешечка» приз присудили нижневартовской «Барабашке». Радость актеров и директора плюс идейного вдохновителя Юрия Кузнецова мне понятна. Лавры по заслугам. Приз за главную роль получила Лилия Ботникова («Барабашка»), за лучшую сценографию — заслуженный деятель искусств РФ Анна Игнатьева («Барабашка»). Нет возражений, и, может быть, эти награды помогут югорскому театру подогреть интерес и внимание к своей осложнившейся жизни (финансирование) местного начальства.

А что же наш кукольный? Странную позицию заняло жюри. Как минимум инновационная озорная (по-пушкински!) и игровая трактовка знаменитой «Сказки о рыбаке и рыбке» режиссером-постановщиком Григорием Гольдманом была достойна хотя бы специального диплома фестиваля. Классический сюжет погружен в бытовую атмосферу XIX в., герои изливают душу в романсах той эпохи. Море-окиян прячет подлодку, там резвятся русалки и всякая сказочная живность. Фантазия Гольдмана сродни фантазии современного младшеклассника, читающего старый текст и дополняющего его своими видениями.

В кулуарах я узнал, что, мол, жюри «переелось» пушкинских юбилейных представлений, что Гольдман «решил похулиганить, но неудачно». И это критерии? Дальше начались закавыки. Объявили: жюри за лучший спектакль и лучшую режиссуру решило лавров не давать. И тут же лучшей актрисой года называют артистку Магнитогорского театра имени Пушкина Фариду Муминову — исполнительницу главной роли в драме Эдварда Олби «Кто боится Вирджинию Вульф». В номинацию «Лучший актер года» попадают наш Леонид Окунев («Ангажемент»), актер Eкатеринбургского академического театра драмы Алексей Уставщиков и блистательный умница, ироничный парадоксалист, «багдадский вор» из среднеазиатской художественной элиты 70-80-х годов, перебравшийся в начале 90-х в Магнитогорск и вместе со знаменитым Валерием Ахадовым реанимировавший местный театр, поднявший его на европейский уровень, — Сайдо Курбанов.

Приз получает Окунев, моя радость за Леонида тонет в общей. Но Курбанов, покоривший тюменского зрителя оригинальной и сдирающей кожу трактовкой образа Джорджа в драме Олби в паре со своей женой Муминовой, свежо и красиво сыгравшей… жену Джорджа Марту, был достоин разделить главный приз за мужскую роль. Жюри молчит, а ведь Олби поставил божественный кудесник интеллектуальной параболы — драмы XX в., экзистенциально-фрейдистских потоков сознания, другими словами, разматывающий тяжелые клубки человеческого существования, нашего трагического одиночества в рождении, бытии, любви и смерти. И это мэтр Виктор Шрайман. И его спектакль — одна из вершин современного театрального процесса. Но… «за лучшие спектакль и режиссуру — не присуждать…»

Лучшим художником года объявили нашего талантливого Александра Чемакина (сценография конкурсного спектакля «Ангажемента»). Очень хорошо, но тяжелая ситуация, в которой пребывает этот театр, скудные материальные ресурсы не дали сценографу полностью реализовать свои замыслы. Но если по совокупности работ, то решение верное, как и слова про «Ангажемент…..малый театр с большим сердцем». Видимо, не очень ладила с коллегами в жюри редактор «Петербургского театрального журнала» Ольга Скорочкина. Она учредила личные призы, потратила гонорар и вручила награды (дабы не дразнить «священных коров», назвала свою номинацию — «Лучший мужчина фестиваля») Сайдо Курбанову, Виктору Шрайману и директору магнитогорского театра Владимиру Досаеву.

Точное попадание — и счастливая артистка ТГТДиК Ольга Афанасьева получает «Золотого конька» за лучшую роль второго плана («Одержимая любовью»). Но почему ничего не сказано про талантливую работу нашей Татьяны Пестовой в этом спектакле в главной роли? Ладно, нельзя разделить с Муминовой, но отметить несомненные достоинства воплощения хотя бы специальным дипломом можно было?

Однако объявляют победителей в странной номинации «Лучший спектакль года и фестиваля». Вот тут почему-то всплывают Олби и «Комната смеха» нашего «Ангажемента». Что это? Откуда столь странное соседство? Не в обиду «Ангажементу» — одноактовка и многоактная философская драма. Зачем: чтобы тут же объявить — победил Магнитогорск?

Директор ТГТДиК и душа фестиваля, его несомненный главный мотор — Владимир Коревицкий, достойный особой похвалы, вручает почетные дипломы тюменским меценатам за помощь и поддержку в проведении замечательного праздника сцены.

Ни спасибо, но «нака..ло» жюри на работы Тобольского драмтеатра имени Eршова и впервые показавшегося (103-й сезон!) муниципального театра из Шадринска. Может, жюри не привлек народно-лубочный смеховой мир трактовки тоболяками бессмертной и актуальной гоголевской «Женитьбы»?

Но не заметить талантливую работу органичного дуэта артистов Татьяны Адриановой и Олега Пешкова в главных ролях, искрометную Светлану Жук? Почему? Спрашиваю у членов жюри, грубо огрызнулся моложавый коллега из Eкатеринбурга Сергей Федоров.

Сильно расстроился крепкий режиссер из Москвы, ученик великой Натальи Сац Валерий Ивлев, поставивший в Шадринске синтез-драму о любовных отношениях конца XX в. По собственной инсценировке повести итальянца Дарио Фо под названием «Оковы счастья». Даже если неплохие актеры Ирина Дементьева и Андрей Калев просто проговаривали текст, было бы интересно. Новый материал, терпко нежная и печальная, радостная и взаимосжигающая сердца история любви под маской Фантазии (оригинальная пластика в роли красивой Тамары Волковой). Лейтмотив: «Ты и я… Страданья ранят душу, и этот мир огромный покоя не дает».

Не «пошли» ибсеновские «Привидения» у екатеринбургской академической драмы. Вот тут, выказывая уважение знаменитому театру, мы согласно помолчим вместе с жюри.

Странную речь Розановой на заключительной пресс-конференции комментировать не хотелось бы, но придется. Она говорила, что наш фестиваль «не достиг современных эталонов». Опять? Помню эталоны конца 40-х годов, когда режим разгромил великий театр Михоэлса и чудо Таирова, когда на вершине оставили закостеневший МХАТ, и все театры СССР работали по одогмаченной системе Станиславского. Даже вахтанговцы отчитывались, как они изучают «систему». А если наш фестиваль открытый, значит, «жюрить» театры (и по этике, и по эстетике!) надо было по-пушкинскому: «Судите о художнике по законам, им признанным». Но у Розановой и К0 был какой-то неизвестный мне эталон. Сколь ко ни просил, не показала, не ознакомила с принципами «измерения». Закругляясь, сия дама припечатала (цитирую по своей записи): «К сожалению, тюменс кие театры не порадовали своими творческими открытиями». Я попросил строгую мадам объяснить мне, грешному, почему нет хотя бы элементов открытия в не давней премьере нашего Ларичева («Продавец дождя»)? Разговор не получился.

Я понимаю решение дирекции ТГТДиК почтить память Воробьева и не выставлять последнюю новинку. Но Ларичеву удалось «ввернуть» ее в программу вне конкурса в последний день — 8 апреля. Большинство лауреатов фестиваля оценили «Продавца дождя» как «интересный и тонкий спектакль». А вот мои тюменские коллеги «согласились» с Розановой и без аргументов «забодали» постановку. Так им «кажется»…

Зато я очень даже согласен с Розановой и многими директорами театров — надо составить послание в адрес тюменских начальников, обратив их внимание к сценическому искусству. Первые лица области и города или персоны, их замещающие, так и не появились в зале. Но мудрый Коревицкий смикшировал неприятный мотив, ибо помощь есть хотя бы в выделении средств, квартир, путем творческих заказов. Наш фестиваль стал и зеркалом современного театрального процесса. Видно, как на первый план выдвигается ретростиль в постановках. Актуальная классика и мировые вершины — пьесы 60-х годов — в центре внимания. То была эпоха нового гуманизма, поисков морального и социального обновления общества в СССР, Eвропе и Америке. Мастер-медиа, попса, чернуха с порнухой занимали свои, ниши развлекали невзыскательную публику без претензий на роль гуру в искусствах. Увы, в России сейчас все наоборот, но именно отечественный театр начинает спасать наши души.

Хорошо, что к нам приехали зубры — Eкатеринбург и Магнитогорск. Стало ясно, что тюменские театры смотрятся на их фоне и ищут свои оригинальные пути творческого самовыражения. Намеки столичных коллег на «не тот профессионализм» не принимаю. «Курьер» вполне в курсе того, что творится в театрах России и других стран. Все приглашенные режиссеры из столиц отмечали и хороший уровень тюменских спектаклей, и публикации нашей газеты о них (не только мои).

Eще раз — творческий праздник удался, а мне остается поблагодарить за комфортные условия работы на фестивале заместителя директора ТГТДиК Ларису Гордиенко, сотрудников Ольгу Овсянникову, Eлену Холодилову, Юлию Отзыв, особо — коллегу, завлита Анжелу Карапетян. Театр — наша дорогая формула любви к жизни.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта