X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Шаим, тридцать пять лет назад…

Когда-то к нам в университет приехал Борис Полевой. Редактор «Юности». Ходячая легенда. Из разговора с нами, студентами факультета журналистики, я на всю жизнь запомнил совет, которым пользуюсь с первых дней профессиональной работы. Вот он — аккуратно ведите свои блокноты.

Поэтому в 35-ю годовщину первого тюменского нефтепровода Шаим-Тюмень мне достаточно только открыть пять зеленых «копеечных» тетрадок, чтобы вспомнить свою первую поездку на Север, на территорию Ханты-Мансийского округа, в край пробуждающейся нефти.

Я прилетел в Урай за 11 дней до начала заполнения трубопровода диаметром в 500 миллиметров нефтью. Головной участок трассы грохотал круглые сутки. Тяжелая техника не давала замерзнуть грязи на перемолотых зимниках. В точке с чудным названием «Запор» один за другим зависали тяжелые вертолеты Ми-6, цепляя на крюк по две плети.

Дело в том, что последняя баржа с трубами для этой трассы замерзла на Половинке. Трубы по воздуху доставляли в Запор, где сварщики мастера Валентины Беляевой сваривали их в плети, а вертолеты несли на трассу. Иногда плети падали в тайгу, как тяжелые авиабомбы, со. свистом. Перебираясь с одного участка на другой, где-то в районе Сотника, я наткнулся в тайге) на такую трубу-бомбу. Силой инерции она была смята в чудовищную гармошку, а местами металл разорвался.

Сколько в этих тетрадках фамилий, тогда впервые напечатанных в тюменских газетах. Много лет спустя, когда пришло время самой большой трубы — газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, — эти имена возвратились к нам. Уже в иной славе. Валентина Беляева стала начальником потока и Героем социалистического труда. Ильсур Шейхутдинов, бригадир изолировщиков, — начальником потока и Героем социалистического труда…

Переписываются желтые странички моей тетрадки. Николай Иванович Князев — лучший экскаваторщик. Вертолетчик Владимир Яковлевич Семенюк («Полетай с трубами, если не испугаешься», — сказал мне Геннадий Михайлович Мясников. И я полетел.

Внизу «берендеевская тайга». Сквозь отверстие в полу трюма видно, как раскачиваются две 35-метровые плети, с жуткой скоростью летящие над тайгой. Сбросят их на участке, там, где Яков Афанасьевич Полторацкий варит захлесты (соединяет отрезки трубопровода, сваренные разными бригадами) и углы поворота, и за новой порцией трубы.

Неожиданно для себя обнаруживаю в блокноте документ. «Начальнику Шаимского НПУ тов. Журавлеву Э.К- Прошу отпустить сырую нефть из Сухоборского парка для заполнения нефтепровода до 108 км (включая 16 км коллектора от Сухоборского парка до головных сооружений) в пределах 26 тысяч тонн…

Зам. директора строящихся-газопроводов министерства газовой промышленности СССР А. Барановский. 2.11.65 г.)

А потом пришло 21 декабря. Митинг в Антипино на нефтеналивной, севший неподалеку вертолет, из которого выскочил Яков Полторацкий с двумя доверху налитыми нефтью колбами в руках. Трасса была закончена. А нефтяная история нашего края еще только разворачивалась.

А еще в тетрадку был вложен снимок Владимира Иванова, который он сделал где-то в районе Сотника. Хотите верьте, хотите — нет, но это я иду вдоль трубы, которую через несколько часов должны опустить в траншею.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта