X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Прогулочным шагом по воде

День работников морского и речного флота России отмечают в этом году 3 июля.

Капитан Тюменской судоходной компании Александр Плотников сидит в рулевой рубке прогулочного корабля «Тюмень морская» и через небольшой монитор наблюдает, как пассажиры проходят на палубу. Выглядит он морским волком, и я сразу спрашиваю его про стаж.

— Я считал, что ли? — смеется он. — Лет сорок, наверное. Не сидеть же на пенсии. С удовольствием работаю на этих прогулках, потому что людям в радость.

ВИКТОРИЯ ЮЩЕНКО

Как вы начинали?

— Поступил учиться на штурмана в речной техникум в Чарджоу (сейчас Туркменабад) — это в Туркмении. Там есть речка Амударья. Я работал еще на колесных теплоходах. Амударья — река очень тяжелая, винтовым кораблям ходить сложно: много мелей, пески. Это было в 70-е годы, еще до войны, мы возили грузы по Амударье в Афганистан. В основном топливо: бензин, солярку… И военную технику. Оттуда везли гранаты, это фрукты такие, — улыбаясь, уточняет Александр Иванович, — миндаль и изюм. Тогда особо с корабля не сходили, не гуляли. Но на Афганистан насмотрелись — очень нищая страна. А еще в Таджикистан ходили в Нижний Пяндж (он у всех на слуху сейчас из-за наркотрафика).

ВИКТОРИЯ ЮЩЕНКО

В Тюмень Плотников попал из Нового Уренгоя, где работал в «Уренгойгидромеханизации». Эта компания намывала песок, на который ставили буровую вышку. «Потому что там везде болото, -объясняет Александр Иванович. -И мы транспортировали все необходимое на теплоходе в необжитые места».

Александр Иванович родом из Киргизии. Говорит, что съездил на родину в двухтысячных, а там… «революция за революцией, и мы вернулись обратно, решили жить в Тюмени». Он устроился в Тюменскую судоходную компанию, и вот уже семь лет катает горожан по Туре.

— Атмосфера в компании приятная. Я этим живу, можно сказать.

ВИКТОРИЯ ЮЩЕНКО

Как выглядят водительские права капитана?

— У меня есть рабочий диплом судоводителя. Капитана-механика. Подтверждаю квалификацию каждые пять лет. Надо сдавать экзамены: все, что касается судовождения, навигации. Обычно сдают такие экзамены в Тобольске или в Омске. В Тюмени негде.

А еще каждые пять лет надо сдавать экзамен, подтверждая свое владение навигационными приборами. Экзамен принимают в Омске, в филиале Новосибирской академии водного транспорта.

Плотников показывает мне приборную панель: это реверс, тут скорости, а вот штурвал — похож на ручку коробки передач в машине: лево руля и право руля (по градусам). И два двигателя. Прогулочный теплоход ходит вдоль набережной около четырех километров туда и обратно. Я аккуратно интересуюсь, не скучно ли. «Меня устраивает», — отвечает Плотников.

Второй теплоход Тюменской судоходной компании «Тюмень купеческая» водит в рейс Виталий Цыркунов. Внутри этот теплоход напоминает мне деревянный особняк -наверное, из-за отделки.

— Этот корабль меня любит и никогда не подводит, — говорит капитан. — Судно 1985 года, у него максимальная скорость 15-17 километров в час, но мы вдоль рейда ходим по восемь километров, так и солярки меньше расходуется, и люди успевают насладиться видами. Корпус почистили, отделку сделали. Двигатели поменяли. Просто нужно своевременно следить. А вот «Тюмень морская» (еще один теплоход компании) меня не любит. При мне у нее обязательно что-то ломается, — смеется Виталий Анатольевич, — хотя ремонтирую ее обычно я.

Директора компании Виктора Бурилова Цыркунов называет мастером на все руки и энтузиастом.

— Виктор Николаевич восстанавливает флот. Москвичи удивляются, на каком хорошем уровне находятся наши прогулочные суда. В Омске, например, такого нет, — у нас недавно парни ездили, делились впечатлениями. А все потому, что он свою душу в это вкладывает, начинаем готовиться к навигации с весны. Он не просто руководит, а сам красит, ремонтирует свои суда.

Во флоте Виталий с пятнадцати лет, как мама увезла в мореходку. Учился в Великом Устюге. Работал в Обь-Иртышском речном пароходстве, а потом не работал -когда все развалилось.

— Кстати, работая в Обь-Иртышском пароходстве в девяностых, я дошел до Англии. Мне тогда было 24 года. У нас были корабли, тюменские контейнеровозы, их сдавали в аренду в Санкт-Петербург. Оттуда мы ходили через Прибалтику в Нидерланды, Швецию и Англию. Из Прибалтики возили металл листовой, готовый. Я штурманом ходил, меня капитан заставлял английский учить, хотя там связь держит лоцман, без него нельзя. В 1996 году все стало разваливаться. Контейнеровоз, на котором мы ходили, сейчас в Астрахани работает.

Флот — это романтика?

— Ну какая романтика? Нас поступило 150 со всей России, шестьдесят человек сдавали выпускные экзамены, а дипломы получили тридцать. Чтобы капитаном стать, нужно минимум восемь лет учебы и практики. Мне было 22 года, когда я получил диплом капитана-механика, практику проходил на Вологде, на Северной Двине. На Туре, конечно, немного надоедает. Хотя если в рейсы ходишь постоянно, время быстро летит.

***
фото: Корабль «Тюмень купеческая»;Александр Плотников;Виталий Цыркунов;Корабль «Тюмень морская».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта