X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Культура народов Сибири

В деревне Черная речка открылся этнопарк «Юрибей». Экскурсию нам устроил его руководитель, участник более пятидесяти научных экспедиций Ришат Рахимов.

— Мы хотим, чтобы этнопарк стал самым большим в Сибири и на Урале. Здесь в будущем будет представлена культура девяти народов Сибири. Наш проект — музейный, научный. Главный принцип — предметность, здесь представлены исключительно настоящие экспонаты, — поясняет Ришат Халитович.

В этнопарке можно узнать об образе жизни северных народов. Например, что для охоты зимой нужно жить там, где обитает соболь. Весной кочевники начинают двигаться на север в сторону Карского моря, в апреле они должны оказаться в отельных местах — местах для отела оленей. Маленьких оленят отделяют от основного поголовья, дают им немного окрепнуть, чтобы пойти дальше.

При наступлении тепла всю зимнюю одежду заворачивают в брезент и оставляют в грузовых нартах. Летом кочевники перемещаются к местам обитания рыбы. Реки служат и транспортной артерией. А осенью возвращаются туда, где оставили свою зимнюю одежду.

В этнопарке воссоздано типичное стойбище народа ханты: изба, лабаз, летняя кухня, конура и другие постройки. Самые южные подобные поселения есть в Уватском районе на реке Демьянке.

— В подобной избе живут ханты, манси, селькупы, лесные ненцы. Избы срублены из сосны. Технология рубки в паз относится к скандинавскому типу. Спят на нарах, есть обеденный стол и печка, — рассказывает Ришат. — До XX века использовали глинобитную печь-чувал, напоминающую камин. В таком доме может жить семья до десяти человек.

Во дворе возле избы находится еще одна печка. В основе ее каркас из ивовых веток, они хорошо гнутся. Каркас покрывают глиной. Посуду используют чугунную или алюминиевую. До сих пор сохранились медные котлы XVIII века. На летней кухне хранятся сумки из бересты, называются они набирушки — в них собирают ягоды.

— Для постройки стойбищ применяют и современные материалы. Сейчас в качестве укрывного материала для построек используют рубероид. Хотя порой проще заготовить бересту — стойбища чаще всего находятся вдали от цивилизации, магазинов там не бывает, — объясняет Ришат Халитович. — Материал пришлось бы везти на моторной лодке или снегоходе.

Ханты, манси, селькупы — люди таежные. Издревле они селились по берегам рек и озер. Рыба была самой доступной пищей. На реке ставили пассивные ловушки — загородки, запоры, — а после приходили и доставали попавшую в ловушку рыбу. Люди брали от природы сколько нужно, не больше того. Про запас рыбу ловят разве что для сушки, на случай безрыбья. Добыть дичь всегда сложнее.

— В хозяйственном навесе должны быть нарты, лодка-долбленка, охотничьи снасти, капканы, лыжи-подволоки, покрытые камусом (шкурой с голени лося): с их помощью удобно ходить по возвышенностям, ворс не дает скатиться, — продолжает повествование Ришат Рахимов.

В этнопарке также можно увидеть древнейшее жилище народов, обитающих в Сибири, — пои мот (земляной дом). Каркасом для полуземлянки служат столбы.

— Принцип как у погреба в деревнях — там прохладно, но плюсовая температура держится даже зимой без отопления. До сих пор в таких домах живут селькупы на реке Таз. Наш пои мот строил тот, кто родился и жил в такой землянке.

Следующая постройка, которую мы видим — лабаз. В нем хранят продукты, меховые изделия, зимнюю одежду.

— Я изготовил его самостоятельно из сосны. Там не поместиться в полный рост — опускаешься на корточки и берешь все, что тебе нужно, — говорит Ришат. — Он стоит на высоте, чтобы медведи не добрались до припасов. Ступени съемные — так можно защититься от мышей. У каждой ступени своя резьба, поменять их местами не получится.

Eсть здесь и священный лабаз, он стоит рядом с домом. Там собраны предметы культа — идолы. Их не хранят в жилище, ведь северные люди считают, что в этих изображениях — души предков. У них должно быть свое место, они не должны быть на виду у посторонних.

…Проходим в алтайский аил. Жители Алтая — охотники, в их домах также можно встретить шкуры, панты.

— У алтайцев есть традиционный соленый сухой твердый сыр -курт. Они скотоводы, у них тысячи голов скота. Также сушат травы для чая, — рассказывает Рахимов.

Заключительная остановка — чум. Здесь левая сторона — хозяйская, правая — гостевая. Ближний угол -вход, женская половина, дальний угол — мужская половина.

…Скоро откроется уникальный музей «Окна природы» — там будет два отдела. Первый посвящен голубям, истории голубеводства, второй — классический музей природы. Музей практически готов, но не хватает мультимедийного оборудования, которое скоро должны привезти. Открытие планируется во второй половине сентября.

***
фото: Ришат Рахимов у лабаза.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта