X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

След человека на уличном знаке

В октябре 1922 года, сто лет назад, 32 тюменские улицы сменили названия.

Тюменский горуездный исполнительный комитет постановил: «Для встречи торжественного пролетарского праздника пятой годовщины Октябрьской революции 7 ноября… переименовать следующие улицы, носящие не соответствующие моменту названия:

Бог и благодетель

Именовать улицы в Тюмени стали с 1858 года. Тогда здесь насчитывалось 98 улиц и переулков. К 1917-му — 120. Названия давались по принципу «Бог и благодетель». От 13 православных храмов и «святых мест», а также по фамилиям купцов, жертвующих свои средства на развитие просвещения, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание сирот и бездомных. Торговую хозяйственную логистику Тюмени выражали географические и технологические названия улиц: Тобольская, Томская, Иркутская, Ишимская, Ирбит-ская, Телеграфная, Ямская, Пристанская, Кузнечные…

Одной из важнейших особенностей новой эпохи, утвердившейся в России после 1917-1922 годов, стало представление о собственном времени отчета. Вся страна занялась страстным сотворением новой топонимики. Волна переименований докатилась до Тюмени после подавления в нашем крае стихийного антибольшевистского крестьянского восстания против насильственной продразверстки и политики «военного коммунизма».

Но первое переименование улицы случилось в Тюмени задолго до революционных событий ХХ века.

Без царя

В честь посещения в 1837 году нашего города наследником престола, будущим императором Александром II, Благовещенскую улицу назвали Царской. Это название сохранялось 80 лет — до отречения от власти Николая II Романова в марте 1917 года. Тобольский губернский комиссар, Василий Пиг-натти, назначенный Временным правительством, узнав от своего сокурсника по Московскому университету Керенского о ссылке в Тобольск экс-императора с семьей, предложил тюменскому голове Фло-ринскому переименовать главную улицу Тюмени. На очередном заседании городской думы Флорин-ский заявил, что «название Царской… мало приличествует ввиду современных событий, и этот символ старой власти должен быть упразднен… из-за тактических соображений.»

А местная газета «Свободное слово» дала такое сообщение: «…Вследствие постановления городской думы от 10 августа 1917 года название «Царская улица» упраздняется и присваивается этой улице название «улица Республики». Против этого названия не возражали ни «красные», ни «белые», утвердившиеся в Тюмени после 20 июля 1918 года. Eще через три месяца в связи со 100-летием со дня рождения писателя Ивана Тургенева администрация Временного сибирского правительства назвала его именем Полицейскую улицу. После восстановления в августе 1919 года в Тюмени советской власти возражений против такого переименования не возникло.

Очередное массовое переименование тюменских улиц, названное в газете «Красное знамя» «Октябринами», провели в 1927 году к десятой годовщине Октябрьской революции: «Горсовет постановил назвать три улицы на Большом городище, известные жителям под цифрами 7, 8, 9, соответственно: 7-я — ул. 8 августа (день освобождения Тюмени от колчаковцев), 8-я — ул. Коминтерна и 9-я — ул. Ипподромная».

Тогда же возникла реальная вероятность переименования самой Тюмени.

Кто — «за»?

Тюменская секция бывших красногвардейцев и партизан (такая структура сохранялась в СССР до 1935 года) обратилась через соответствующую окружную и областную комиссии (с 1923 по 1933 годы Тюмень на правах округа входила в Уральскую область), во ВЦИК СССР с ходатайством о переименовании Тюмени в. Красин.

Леонид Борисович Красин родился в 1870 году в Кургане, уездном городе Тобольской губернии, но детство провел в Тюмени. Здесь окончил в 1887 году Александровское реальное училище и поступил в Петербургский институт.

Студентом увлекся революционными идеями. Большевики поручали ему проведение самых дерзких операций. Ленин называл его «ответственным техником, финансистом и транспортером партии». После Октября 1917 года Красина назначили наркомом торговли и промышленности (с марта 1920-го наркомом внешней торговли). Оставаясь в душе авантюристом, хранитель партийного «общака» слишком много знал о том, как добывались «бриллианты для диктатуры пролетариата» и на что действительно тратились. Поэтому и жил недолго: обстоятельства его странной смерти 24 ноября 1926 года в Лондоне все еще неизвестны.

Годом раньше в Москве возник новый ритуал захоронения новых героев — на Красной площади в Кремлевской стене. Тело Красина кремировали, урну с прахом доставили в Москву и замуровали (вторую по счету) в стену за мавзолеем Ленина, почти у самой Сенатской башни.

Ходатайство тюменских красногвардейцев и партизан о переименовании Тюмени в Красин поддержали секретарь уральского обкома ВКП(б) Кабаков и председатель ВЦИК Калинин. Они сами мечтали по примеру других красных вождей — Ленина, Троцкого, Свердлова, Зиновьева, Сталина, Орджоникидзе — о своем увековечивании в топонимике. Их мечты, в конечном счете, сбылись: северо-уральский город Надеждинск переименовали в Кабаковск (1935), а древнюю Тверь — в Калинин (1931). В 1937 году партийного уральского вождя расстреляли как очередного «врага народа», городу Кабаковску вернули дореволюционное название Надеждинск. Через два года он стал Серовым — в честь знаменитого советского летчика, погибшего при тренировочном полете. А Твери возвратили историческое имя только 17 июля 1900 года (Калинин умер в 1946 году).

Кто — «против»?

По сообщению секретного сотрудника «Оса» Тюменского окротдела ОГПУ, «старорежимное название города — Тюмень — защищает директор краеведческого музея орденоносец Россомахин. При этом он ссылается на какие-то царские летописи, имеющие якобы большую историческую ценность.»

Уроженца Тюмени Россомахи-на, награжденного за участие в Гражданской войне орденом Красного Знамени, поддержал авторитетный партийный чиновник, член Центральной контрольной комиссии ВКП(б) и Верховного суда СССР Арон Сольц.

В 1907 году за революционную деятельность Сольц был направлен под надзор полиции в Тюмень, где начал издавать нелегальную газету «Тюменский рабочий». Через аресты, тюрьмы и ссылки он пронес тюменскую кличку «Андрей», которая стала его литературным псевдонимом. Среди большевиков Сольца больше знали под другим именем — «Совесть партии». Повлиять на его мнение считалось невозможным. Поэтому спорить с ним о переименовании Тюмени не решились ни Кабаков, ни Калинин. Тюменский горсовет ограничился постановлением от 31 января 1928 года «…По ходатайству учащихся мелиоративного техникума имени Л.Б. Красина переименовать Телеграфную улицу в улицу Красина».

Новые герои

После смерти от сердечного приступа в июле 1926 года председателя ОГПУ Дзержинского переименовали улицу Садовую. Сургутский переулок назвали именем убитого в июне 1927 года в Варшаве советского посланника Войкова, причастного к решению о расстреле в июле 1918-го в Eкатеринбурге экс-императора Николая II и его семьи. Не забыли увековечить казненных на электрическом стуле в США в августе 1927 года итальянских анархистов Николо Сакко и Бартоломео Ванцетти, переименовав Большую и Малую Разъездные улицы. Тогда же тюменское городское начальство «прогнулось» перед областным, назвав Солдатскую, где находилось двухэтажное деревянное здание военкомата, улицей секретаря Уральского обкома ВКП(б) Шверника. Стриковскую улицу, названную именем Троцкого, после его изгнания в 1929 году из СССР за оппозиционную деятельность переименовали в улицу Крупской.

«Урожайным» на новые названия тюменских улиц стал 1934 год. Страна ликовала по поводу спасения команды и пассажиров раздавленного во льдах Чукотского моря парохода «Челюскин». В июне Тюмень встречала поезд с героями-челюскинцами. Название Челюскинцев получили улица Иркутская и сапоговаляльная фабрика на улице 4-й Механической. Девять улиц (!) назвали именами полярных летчиков, первых Героев Советского Союза и организаторов ледовых экспедиций. К ним добавились улицы первых стахановцев-новаторов. Железнодорожного и автомобильного транспорта — Кривоноса, Лунина, Бусыгина.

Но к концу года ликование стихло: 1 декабря в Ленинграде в Смольном дворце психопат Николаев застрелил партийного секретаря Кирова. Организаторами убийства назвали перешедших в оппозицию к Сталину, занимавших руководящие посты в государстве и коммунистическом Интернационале Каменева и Зиновьева. Через два года на процессе «Троцкистско-зиновьевского объединенного центра» они признались в терроризме, вредительстве, шпионаже и были расстреляны (реабилитированы в 1988-м). А в Тюмени появились улицы Кирова (вместо Крестьянской) и Димитрова, болгарского коммуниста и нового председателя Коминтерна (вместо Зиновьева). В 1937 году к ним добавились улицы Орджоникидзе и наркома НКВД Eжова (вместо улиц Ишимской и Томской). Улицу репрессированного маршала Блюхера в заречной части Тюмени переименовали в улицу разбившегося 15 декабря 1938 года во время испытательного полета знаменитого летчика Чкалова.

Вся страна распевала тогда посвященную Eжову песню: «Эй, враги, в личинах новых Вам не спрятать злобных лиц, Не уйти вам от суровых, От ежовых рукавиц. Не пролезть ползучим гадам В сердце Родины тайком. Всех заметит зорким взглядом Наш недремлющий нарком». При этом страна не узнала о судьбе недремлющего наркома Eжова, которого сменил первый секретарь ЦК КП(б) Грузинской ССР Берия. В печати и по радио об аресте и расстреле Eжова в феврале 1940 года не сообщалось. Однако тюменцы догадались, почему улицу Eжова переименовали в память о погибшей в автокатастрофе знаменитой летчицы Осипенко.

По поводу череды переименований газета «Красное знамя» осторожно заметила: «Переименование улиц в Тюмени произведено, но почему-то работники Горкомхоза при вывешивании надписей с новым наименованием улиц не сняли старые надписи. Сейчас на многих улицах висят двойные надписи. Например, на бывшей Ишимской две надписи — «Ишимская» и «Орджоникидзе». На улице Шверника сохранились надписи «Солдатская». На некоторых углах есть такие надписи: «2-я Казачья», а ниже — «Грибоедова». В результате двойного наименования улиц население не знает, как правильно назвать ту или иную улицу. Не пора ли убрать музейные надписи?».

Свои коррективы в уличную топонимику Тюмени внесла Великая Отечественная война.

Знать и помнить

Поражение немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года совпало с названием именем Зои Космодемьянской улицы, прилегающей к нынешнему Комсомольскому скверу (заложен в апреле 1961 года). В июле 1942 в оккупированном городе Краснодон Ворошиловградской области стихийно возникли несколько молодежных подпольных групп, объединившихся в организацию «Молодая гвардия». Тайком слушали по четырем спрятанным радиоприемникам сводки «Совинформбюро» о положении на фронте, распространяли листовки, вывесили в канун 25-й годовщины Октября восемь красных флагов.

После хищения из немецкого обоза рождественских посылок для солдат и офицеров вермахта, созданная оккупантами из местных жителей, уголовная полиция вычислила «молодогвардейцев». Замученных до смерти, а некоторых и живых юношей и девушек (71 человек) в январе 1943 года сбросили в шурф шахты N 5. Руководителей «Молодой гвардии» Олега Кошевого и Любовь Шевцову расстреляли 9 февраля.

15 сентября того же 1943 года в «Правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении званий Героя Советского Союза Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой и о награждении орденами других молодогвардейцев. В этой же газете поместили очерк Александра Фадеева «Бессмертие», развернутый им в роман «Молодая гвардия» и экранизированный режиссером Сергеем Герасимовым.

О юных краснодонцах узнала вся страна. В Тюмени на окраине тогдашнего поселка Железнодорожников появились улица и переулок Молодогвардейцев. Позднее к ним добавилась улица Олега Кошевого. Другие улицы, названные в честь Громовой, Земнухова, Тюленина и Шевцовой, расположившиеся у Вторых путей между нынешними улицами Белинского, Таврической и Клары Цеткин, исчезли в 70-е годы.

В настоящее время, когда Тюмень шефствует над Краснодоном в Луганской Народной Республике, можно восстановить преемственность поколений и вернуть имена молодогвардейцев новым улицам нашего города.

Из героической партизанской когорты (249 партизан удостоены звания Героя Советского Союза) Тюмень выбрала для названия своих улиц только Лизу Чайкину и Константина Заслонова. О расстрелянной фашистами по доносу предателя 22 ноября 1941 года в селе Пено Калининской области Лизе Чайкиной страна узнала благодаря очерку Бориса Полевого «Жанна д’Арк верхневолжских лесов», поэме Николая Тихонова «Лиза Чайкина» и повести Николая Бирюкова «Чайка», удостоенной в 1951 году Сталинской премии.

Имена этих героев носили также пионерские лагеря в окрестностях Тюмени: авиаторов — Лизы Чайкиной (потом «Лайнер»), путейцев — Константина Заслонова (сейчас «Красная гвоздика»).

Продолжение следует

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта