X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Три тысячи лет недоумений

«Три тысячи лет желаний». Режиссер Джордж Миллер. В главных ролях: Тильда Суинтон, Идрис Эльба и другие.

Выходя из кинотеатра после этого фильма, мы с другом переглянулись в немом вопросе: что это было? И нет, не в плохом контексте, а в искреннем недоумении, потому что давно не сталкивались с картинами, которые оставили после титров столько вопросов.

Итак, начнем. «Три тысячи лет желаний» — редкий сегодня зарубежный фильм, который показывают в кинотеатрах. Один взгляд на афишу — и я поняла, что пойду. Все дело в исполнителях главных ролей, второстепенных персонажей тут почти нет. Тильда Суинтон и Идрис Эльба, артисты, которые идут в проекты не ради гонораров, а ради искусства. Оба регулярно появляются в авторском и экспериментальном кино, и одно только их присутствие уже способно вытянуть сценарий.

Фильм повествует о британской лингвистке Алитее, приехавшей в Стамбул читать лекцию о нарративе. Женщина она сугубо логичная, не имеющая семьи и детей, но однозначно довольная своей жизнью. На блошином рынке она покупает симпатичную стеклянную бутылочку, откуда позже появляется джинн и предлагает загадать три желания. Что, по-вашему, может загадать Алитея? А ничего. Бедному джинну приходится уговаривать ее загадать все самое заветное, чтобы он наконец смог освободиться. Вот только свое сердце ученая дама давным-давно разучилась слушать. В попытке вывести Алитею на нужные мысли джинн рассказывает историю о трех тысячах лет своей несчастной жизни и трех печальных влюбленностях.

Все это занимает от силы первые 15 минут фильма, а дальнейшие полтора часа нас ждут три истории. Все они явно основаны на турецкой истории и мифологии, но сразу понять, что правда, а что режиссерский вымысел — сложно, если вы не профильный специалист. Наведя справки, могу сказать, что вымысел там почти все, а от знакомых личностей только имена и остались. Например, первой любовью джинна стала царица Савская, к которой упорно сватается царь Соломон. Соломон тут предстает малоприятным типом, но это и понятно, у режиссера задача выставить хорошим только главного героя — джинна.

В следующей истории джинн спутался с наложницей султана Мурада IV, который внезапно оказался пьяницей, хотя в исторических источниках говорится, что он покровительствовал ученым, проводил реформы, строил мечети и школы. В целом мне хотелось бы заступиться за режиссера. Фильм и не претендует на историческую достоверность. Это вполне известный и закономерный ход, когда главному герою противопоставляется злодей, просто здесь они заложены как личности известные. Ну и согласитесь, это добавляет интереса и мотивации почитать первоисточники. Вот и образовательный контент.

После душещипательных историй джинна о том, как женщины разбивали его сердце ради царей, султанов и науки (об этом речь в третьей истории), Алитея вдруг созрела: ей захотелось, чтобы джинн ее полюбил. И вот на этом месте моя логика сломалась. Дело в моем убеждении, что хорошо прописанный персонаж должен быть последовательным. Не будем обращать внимание на то, что весь фильм Алитею мучают странные видения, объяснения которым у меня нет до сих пор. Но почему после печальных историй мифического существа женщина вдруг полностью ломает линию своей обороны? Собственно, на этом и основан весь финал фильма, как ученая дама и джинн строят дальнейшие отношения. И скажу сразу, строят их странно.

Могу сказать однозначно — фильм интересный, наталкивает на некоторые размышления. Выйдя из кинотеатра, именно поэтому мы с другом и были в шоке — слишком много логических цепочек не закрыто, причем ощущение, что это не режиссер не доработал, а мы не поняли гениального замысла. И главным остался вопрос — о чем фильм? Любой создатель закладывает в свое искусство идею и проблему, которые должны легко читаться, это называется сверхзадача фильма. Здесь я вышла с полным непониманием, что мне хотели сказать, но это и навело на долгие размышления и анализ, что, я считаю, тоже достижение.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта