X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Все-таки форма или содержание?

С 27 по 30 октября танцовщики со всей России съехались в Тюмень на четвертый фестиваль хореографических спектаклей «SOMA».

В эти дни наш город по праву можно было считать столицей хореографического театра, на сценах «Космоса» было показано 29 спектаклей. Фестивалю удалось удивить не только плотным расписанием и географией участников, но и достойным уровнем приема, о чем мне неустанно рассказывали все артисты.

В этом году «SOMA» организаторы подготовили баттл — соревнование в импровизации, где победители получили денежные призы, open-формат дискуссии на темы искусства и хореографии, где своим мнением и разработками смог поделиться любой желающий. Ну и конечно, члены жюри дали мастер-классы, запись на которые была закрыта через несколько часов после объявления!

— Удивительно, насколько разным получился этот фестиваль, -говорит хореограф и танцовщица Марина Ижецкая. — Были коллективы, для которых это чуть ли не первая проба пера, и признанные профессионалы. За счет этого и качество работ было разным, но я считаю, что это плюс. Это возможность учиться друг у друга. Особенно в этом плане помогла open-площадка, где мы говорили о танце практически как о науке.

Чтобы стало ясно, насколько разные коллективы тут собрались, — вот, например, театральное объединение «ЭХО», которое собрало под своим крылом танцующих… архитекторов и дизайнеров. Объединение начинает свою историю в Казанском архитектурно-строительном университете как исследование новых форм танца. «ЭХО» представило пластический спектакль «Знакомство». «Спектакль про странствие в область бессознательного, куда изгнаны все страхи, подавленные желания и чувства», -гласит аннотация.

Не могу не отметить, что всю фестивальную программу красной линией проходит тема самоидентификации. Современное искусство отличает желание выразить как можно больше эмоций, так что выбор темы не удивителен. Но есть в теме два бесспорных плюса — неисчерпаемость (пока живо человечество, живы и вопросы, кто мы и откуда) и неоспоримость. Очень сложно спорить с чьим-то видением собственного «я», поиск которого сейчас регулярно выносят на сцену. Именно это нередко служит и оправданием тому, что зрителю режиссера понимать не обязательно, особенно в таких сложных формах, как хореография. Так что важнее -форма или содержание? Или, если проще, что важнее — совершенная хореография или смысл танца?

— Для нас главное — форма. Это абсолютно не исключает смысл; просто как художники мы всегда видим картинку, она должна нас привлечь, чтобы захотелось разгадать ее значение, — считает режиссер театрального объединения «ЭХО» Рената Гарифуллина.

— Движение должно быть наполнено, — считает Марина Ижецкая, -оно может быть просто красивым, но не совсем тогда понятно, для чего. Здорово, когда движение возникает из источника и несет в себе высказывание, особенно, когда мы говорим о сценическом искусстве.

Миф о том, что в современной хореографии великим замыслом можно оправдать все что угодно, оспорили и члены жюри. В конце каждого фестивального дня эксперты и конкурсанты собирались на открытое обсуждение, где жюри высказывало замечания. И не все они были лестными, но, безусловно, были честными.

Например, комментируя одну из работ, московский хореограф Ольга Лабовкина прямо порекомендовала больше не выступать с этим спектаклем.

— Я почувствовала себя измученной — настолько ваш перформанс казался некомфортным и зрителю, и вам самим. Я честно признаюсь, было сложно как-то оценить работу. Eсли бы я была рядовым зрителем, то ушла бы из зала. Вся структура перформанса развалилась бы, если бы в него вошел лишний человек, а эта форма, напоминаю, подразумевает проживание здесь и сейчас, а не заготовленный сценарий. Конкретно в этом виде я рекомендую серьезно доработать спектакль, -обратилась Ольга к коллективу.

Людям, далеким от хореографии, многие из произнесенных на обсуждении слов будут не ясны по отдельности, но в целом очевидно, что современная хореография вовсе не нагромождение смыслов, а подчиняется вполне логичным структурам, на ошибки в которых и указывали жюри. На внимательных лицах артистов я не заметила обиды — все рекомендации записываются и встречаются благодарностью. Нашлось место и похвалам.

— Для меня ваша работа стала открытием. Это практически инженерный театр. Столько форм, столько геометрии — и все это ваши находки с неповторимым вашим видением. Думаю, мы своими глазами увидели синтез архитектуры и танца, — прокомментировал спектакль «Знакомство» хореограф из Eкатеринбурга Александр Гурвич.

***
фото: Хореографический спектакль «Знакомство» театрального объединения «ЭХО».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта