X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

«Прошу, поиграйте с моим ребенком»

Eкатерина Погорелова, руководитель детского центра «Развивайся, играя», по образованию учитель начальных классов, делала карьеру в сфере продаж, а потом ушла в декрет.

Ваня родился с гипоксией, и Eкатерина посчитала, что нужно как можно раньше заняться его развитием, чтобы не столкнуться со сложностями в дальнейшем, например, задержкой речи. Она начала придумывать для сына игры и почти все из них делала своими руками из подручных материалов: цветной бумаги, картона, пластиковых крышек или ненужных коробочек.

Потом педагог прошла переподготовку и получила диплом по современным методикам развития детей раннего возраста. Маленький Ваня как раз к этому времени пошел в детский сад. Игры сделали свое дело — он развивался по возрасту, а в саду быстро адаптировался.

Eкатерина решила, что возвращаться на старую работу ей уже не хочется, и начала заниматься с детьми подруг. Выезжала к детям с чемоданом полезных игрушек.

— Игрушки? Разве раннее развитие — это не английский с пеленок?

— Вовсе нет, хотя сейчас чего только нет с пеленок, даже математика. Я не очень такое поддерживаю. Детей в этом возрасте развивают через игру. Развивают эмоционально, физически и когнитивно. Такие три кита раннего развития.

Когнитивную сферу развивают, работая со зрительным восприятием, вниманием. Например, пряча фигурки под крышечками, чтобы ребенок их нашел. Игры на слуховое восприятие проводят с микрофоном, или включают звуки, которые издают животные. Делают пальчиковую гимнастику или дыхательную, когда ребенок дует на перышко, бурлит воду в стакане через трубочку.

Физическое развитие — это мелкая и крупная моторика: балансировочные дорожки, полусферы, полосы препятствий, игры с кольцом, доска-балансир Бильгоу, на которой ребенок учится держать равновесие. Это полезно для мозжечковой стимуляции. «Доска Бильгоу -моя любимая, признается Eкатерина, на ней можно заниматься от года и до бесконечности — в любом возрасте полезна».

Эмоционально-волевая сфера тоже важна. Мы учим ребенка выстраивать границы в общении с педагогом или с родителями. Даем понять: как можно и как нельзя. Учимся проигрывать и нормально реагировать на это. Идеально, когда проигрыш огорчает ребенка, но играть снова в эту игру он не отказывается. На картинках или по звуку мы разбираем эмоции.

За два года Eкатерина поняла, что выездные занятия отнимают много времени, а чемодан очень тяжелый, а еще невозможно реализовать все свои игровые задумки, например, работу с водой или песком, слай-мом. Разбери-собери чемодан для каждого ребенка — спина к вечеру просто отвалится. Поэтому на семейном совете решили арендовать офис и открыть детский центр.

Нашлось подходящее помещение в офисном здании на улице Комсомольской. И Eкатерина, и муж и даже ее мама придумывали проект. Раскрашивали доски для стенда, где сейчас висят фотографии с детских занятий. В двух кабинетах на стеллажах разместили контейнеры с играми, сделанными своими руками. В декабре центру исполнится два года. Сейчас, помимо Eкатерины, здесь работают еще два педагога.

— Моя приятельница считает, что от маленьких детей нужно отстать.

— Знаю, многие обсуждают, что раньше не было никаких развивашек. И многим непонятно, зачем они нужны. В нашем детстве дети развивались естественным образом -через бытовые навыки. Бегали на улице и через движение развивали себя сами. Сейчас такой динамики меньше, обязанностей бытовых меньше, моторика страдает. Например, не все родители доверяют детям помогать мыть посуду. Сейчас дети пяти лет даже шнурки завязывать еще не умеют, вижу это на своих занятиях.

— Почему дети с года? Не рано?

— Это условно, конечно. Бывают, что приходят, и я говорю — вам рановато. Кто-то еще в год не пошел. Кто-то уже и ходит, и сидит. Может заниматься и сидеть за столом. И без мамы. Первый раз все дети с мамами — им нужно время ко мне привыкнуть. Начинаем с 20 минут и постепенно увеличиваем время занятия до сорока минут.

— Как найти подход к ребенку?

— У обычного, нормотипичного ребенка есть познавательный интерес, поэтому я предлагаю поиграть. Самое главное — выстроить систему. Занятия должны быть регулярными. Eсли мама хочет сама заниматься с ребенком, то надо дома оформить рабочее место -стол, стул. Создать сенсорные коробки, появление которых на столе всегда сюрприз. Например, обернуть игрушки фольгой в несколько слоев. Будет эффект неожиданности, ребенок начнет разворачивать слой за слоем. Тут и тренируется мелкая моторика, и детям это интересно. Можно заворачивать те фигурки или буквы, которые хотите изучить.

Все задания должны быть выстроены в последовательности от простого к сложному, исходя из возраста. Нельзя насыпать кучу паззлов и сказать: «Сиди, собирай!». Хорошо бы придумать собственный ритуал, чтобы обозначить начало занятий. Это может быть пальчиковая гимнастика или звон колокольчика.

Надо чередовать сложную игру и эмоциональную. А заканчивать в ситуации успеха или даже немного недоиграть, чтобы ребенку было интересно прийти еще раз. Не перенасытить его и не переутомить.

***
фото: Екатерина Погорелова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта