X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

«Человек — тот же завод»

Не пропустите очередной урок в нашей школе. Сегодня в расписании — химия

Химия — предмет жизненно важный. Это легко докажет Наталья Саранчина, преподаватель химии Тюменского президентского кадетского училища.

— Химия однозначно должна быть экспериментальной — яркой, красочной и привлекающей внимание, — с присущей всем учителям плавностью объясняет мне Наталья Валерьевна. — Урок — это не просто скучный и монотонный рассказ учителя, переписывание формул и определений с доски. Любая формула должна быть продемонстрирована конкретным веществом, к которому вы эту формулу пишете. Химия — наука образная. Детям хочется все пощупать, потрогать, попробовать и увидеть. Eсли они не сталкиваются с экспериментом, то и их внимание к предмету не привлечь.

В восьмом классе начинается важный и в какой-то степени переломный момент для ученика — он знакомится с химией. Прежде всего нужно познакомиться с лабораторным оборудованием и выполнить простейшие действия: перелить воду, смешать соду с уксусом. Наталья Валерьевна надевает белый халат и все ученики вместе с ней -как бы говоря, что все они — лаборанты, настоящие химики.

— В уроках я использую мета-предметный подход. Не даю готовое понятие ребенку, а подвожу к нему. И мы вместе формулируем определение этого понятия. Текста на доске по минимуму, побольше иллюстраций. Например, реакция. Понятие метапредметное: в экономике, в биологии, в физике. Нас же интересует химическая реакция и ее типы. И так далее. То есть мы в постоянном диалоге с учениками. Обязательно нужно объяснять детям, где в жизни мы сталкиваемся с химией. Eсли это перекись, то мы понимаем, что это антисептик, это обработка. Постоянно отвечаем на вопросы «почему» и «зачем».

Все вокруг, и мы в том числе -это химия. В человеке происходит огромное количество биохимических реакций. Взаимодействие веществ, превращение одних в другие. Краски, лекарства, мебель — и дальше по списку. Важно понимать, что химия — наука перспективная и самая практикоориентированная. И полезная для человека.

Наталья Валерьевна преподает уже 27 лет и предмет свой безмерно любит, потому что видит результат своей работы. Преподавала и в высшем учебном заведении, что тоже оставило отпечаток, так как позволило увидеть, как меняется предмет и интерес к нему.

— Учебник Габриеляна, по которому мы учимся, поменялся. Появилось гораздо больше примеров, экологические аспекты и производства. Задания другого типа. Стало проще, потому что стало нагляднее. Теперь важно перестроиться учителям и понимать, что нужно поработать с содержанием и дать ребенку столько материала, сколько ему будет необходимо. Опять же, ребенок не сможет сам по учебнику, где много примеров и мало теории, усвоить материал. Мы как преподаватели должны этот материал адаптировать для него.

ПРЕСС-СЛУЖБА ТПКУ

Наталья Валерьевна рассказывает, что в 2019 году для участия в конкурсе «Учитель года» ей предстояло написать эссе, и тогда она как будто впервые задумалась, почему решила стать учителем.

— Такое ощущение, будто я родилась с мыслью, что должна стать учителем. Больше всего нравилась математика. А вот химия увлекла в восьмом классе — сложились хорошие взаимоотношения с преподавателем химии. Она заметила меня и вовлекла в олимпиадное движение. Химия давалась мне легко. В выборе между математикой и химией преподавать решила химию, потому что есть что показать. Eсть эксперименты, задачи — есть где развернуться. А математика показалась в этом плане суховатой.

Для Натальи Валерьевны преподавание — это постоянное самосовершенствование. И это самосовершенствование подпитывается результатом работы — успехами учеников, нашедших себя в химии и поступивших в хорошие вузы. Учителями химии никто из них пока не стал, зато поступают в медицинский университет и находят применение своим знаниям. Интерес к ее предмету заметно вырос в пандемию, продиктованный необходимостью создавать лекарства.

— Все начинается с любви к своему делу, — повторяет Наталья Валерьевна. И я согласна, потому что помню больше всего те уроки, где глаза горели в первую очередь у учителя, а не только у учеников.

***
фото: Открытый урок;Наталья Саранчина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта