X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Не проходите мимо ярмарки

В XIX веке Тюменская ярмарка всерьез состязалась с ярмаркой Ирбитской, занимавшей в России второе место после Нижегородской. Результат этого спора не был предопределен.

У каждого города, как и у людей, своя судьба. И в жизни городов, как у людей, бывают поворотные моменты. У Тюмени в XIX веке было несколько моментов, которые могли изменить судьбу города. В 1819 году для ознакомления с городом приехал вновь назначенный сибирский губернатор — Михаил Сперанский. Власть его простиралась от Урала и до Тихого океана. Увидев незначительность городских доходов, Сперанский предложил для пополнения бюджета перевести в Тюмень Ирбитскую ярмарку.

Сперанский не сомневался, что тюменцы ухватятся за такой шанс. Однако на следующий день в дом купца Иконникова, где остановился губернатор, явилась депутация. И заявила в один голос: «Ваше высокопревосходительство, не нужна нам эта ярмарка, не желаем. Потому что с учреждением ее не только упадут цены на местные произведения, но и кожевенные заводы расстроятся от привоза изделий и товаров лучшего качества, чем тюменские. А также от недостатка рабочих, которые во время ярмарки начнут пьянствовать». Сперанский, отпустив депутатов, сказал Иконникову: «Сущие младенцы! Не понимают своей пользы». На самом деле тут свои, местные какие-то интересы. Да, да. Потому что тогда у власти были кожевенники. Это не отвечало их личным интересам.

Отказались — и развитие города -быстрое! — пресекли. Ярмарка — это всегда развитие, это купцы приезжие — и московские, и европейские. Не использовали то, что пригодилось бы для промышленности тюменской. Ведь Тюмень была гораздо крупнее Ирбита — там 1000 домов, а в Тюмени — 3000. Кроме того, кожевенная промышленность, инфраструктура, транспортно-географическое положение более выгодное.

Ну, отказались и отказались. А прошла четверть века, и словно созрели тюменцы, что было бы неплохо ярмарку мощную в Тюмени иметь. И уже князь Горчаков, генерал-губернатор Западной Сибири, хлопотал, но у него не было таких полномочий, он не мог перевести ярмарку из Ирбита. Он предложил в пику Ирбитской создать Тюменскую. И вот тут уже тюменские купцы все были «за», и открылась она 15 января 1845 года. Успех превзошел все ожидания — почти на четыре миллиона товара привезли, продали больше чем на миллион. Тут были и московские, и владимирские купцы, и екатеринбургские с галантереей и железными изделиями. Тут даже итальянцы и пруссаки были с аптекарскими товарами, и фарфор, и книги привозили — в общем, ярмарка удалась. Ирбитская ярмарка прошла заметно тише, и Пермская губернская администрация сразу же начала ходатайство, чтобы сдвинуть Ирбитскую ярмарку чуть раньше, на 1 февраля.

Началось соперничество. Борьба длилась долго.

Самый пик в 1845 году, 1846; потом пошел спад по объемам торговли. Лавировали по срокам, переносили на лето, опять на зиму, но не получалось никак повторить рекорда. В конце XIX — начале ХХ века существовала Тюменская ярмарка, в основном кожевенной направленности.

Тогда Тюмень не использовала свой шанс. А ведь она могла бы стать совсем другим городом. Eсли бы тюменские купцы услышали Сперанского сразу, и Ирбитскую ярмарку он перевел бы в Тюмень… Да, был бы крупнейший торговый центр. Он и так был крупным, но был бы крупнейшим. Ярмарки помогли бы создать дороги — это речные пути, железная дорога, это ворота в Сибирь и из Сибири тоже. Учебные заведения, и театр, и библиотеки возникли бы гораздо раньше, потому что хватило бы средств. Я думаю, Eкатеринбург бы уж точно перебили. А так до нефтегазового освоения, до начала 60-х годов Тюмень была довольно скромным городом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта