X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Природа и Мастер

Он стоит на стройных, еще не окрепших, ножках, всем своим существом устремившись вверх (навстречу солнцу, зеленым сочным листочкам?), и невольно поражаешься совершенству и законченности линий, безукоризненности пропорций его легкого и грациозного тела. Поражаешься осторожности и чутью мастера: по существу, его резец по-настоящему коснулся лишь мордочки жирафенка, удалил кору и открыл нашему невнимательному взору это удивительное творение природы. А сам скромно ограничился ролью ее подмастерья.

Наверное, мы и в самом деле очень невнимательны. Нелюбопытны. И поэтому нам не понять, каким образом в обычном сучковатом полене папа Карло разглядел веселого Буратино. У папы Карло не спросишь — литературный персонаж! Зато можно поговорить с другим мастером, реальным, — Владимиром Петровичем Коротиным.

Нашел своего жирафенка Коротин, конечно, в лесу. Собирал грибы и обратил внимание на сучок. И не то чтобы он был какой-то особенный, замысловатый. Обычный, с одним ответвлением в одну сторону и четырьмя — в другую. «Я его подобрал, — рассказывает Владимир Петрович, — а потом мы долго ждали автобус, и я… забыл его на остановке. Вернулся лишь через неделю, а сучок — на том же месте. И вот что из него получилось».

А вот обезьяна, обхватившая голову лапами (или уже руками?). Во всем ее образе сквозит удивление, растерянность, даже трагичность… Этот образ родился у Владимира Петровича в начале перестройки. Верней, когда она начала набирать обороты. Когда всем нам было совершенно непонятно, что происходит вокруг нас. Куда все идет? И чем все это закончится?..

Чаша-лебедушка, виновница большого торга, разыгравшегося пару лет назад на выставке-продаже. Кстати, мастер, никогда не продававший свои произведения, не изменил себе и на этот раз. И мы любуемся «лебедушкой» в его квартире. А разглядел ее Владимир Петрович в уродливом березовом наросте — очистил, приложил руку, воображение, и получилась чаша изумительной красоты.

Или этот сучок, чудесным образом превратившийся в балерину, невесомо парящую в воздухе. Не сразу замечаешь, что у нее нет головы, а заметив и мысленно представив несуществующую деталь, с удивлением понимаешь: она была бы лишней в совместном творении Природы и Мастера. Прилепи ее — исчезнет, улетучится неуловимая, не терпящая малейшей фальши Гармония.

По профессии Коротин — проектировщик. С конца пятидесятых, когда он молодым специалистом приехал в Тюмень после окончания лесотехнического института, и до недавнего времени работал в проектных институтах, занимался изысканиями и проектированием дорог для будущих леспромхозов, подъездных путей к трубопроводам и буровым. Лес, наша бескрайняя сибирская тайга… Может, с этого началось его увлечение?

«Нравилась ли мне моя профессия? — размышляет Владимир Петрович. Я не могу этого сказать. — Я не чувствовал конечного результата от своей работы. Разумеется, он был, этот результат, общий, всего института, но… А здесь он зримый, осязаемый, от замысла до воплощения. Прежде я работал, чтобы жить, чтобы зарабатывать на жизнь. Теперь живу, чтобы работать. И — счастлив».

Последние два года Владимир Петрович работает в 17-й школе природосообразного развития учителем труда, учит ребят художественной резьбе по дереву. Сам, на основе немногих и разрозненных изданий и собственного опыта, разработал и систематизировал методическое пособие. Размножил его, пока лишь в четырех экземплярах. Надеется, что институт повышения квалификации учителей когда-нибудь изыщет средства, чтобы издать его более солидным тиражом.

Учеников у Владимира Петровича немного. В 11-м классе, например, всего двое. А вот в девятом, когда начинается курс обучения, желающих хоть отбавляй (впрочем, может ли быть иначе, при обучении столь творческой и специфической профессии?). Зато Коротин уверен: эти двое будут профессиональными резчиками по дереву.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта