X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Остров нашей памяти

В канун Нового года в музее геологии, нефти и газа — филиале областного краеведческого музея им. И.Словцова — состоялась встреча ветеранов газовой промышленности, посвященная 30-летию с начала промышленного освоения газовых месторождений Тюменской области. Эта встреча была ярким событием в жизни музея.

Много ли наберется сегодня людей, которые были участниками этих событий? Березово, Пунга, Медвежье, Уренгой, Ямбург — это уже история. Юрий Топчев, главный инженер Тюменьгазпрома, писал в своей книге: «Порой бытует мнение, что добыча и транспортировка газа — дело простое: положи трубу потолще да открой задвижку побольше». За этими шутливыми словами скрываются и серьезные производственные конфликты, и глубокие человеческие драмы.

«Тепло сердец, отданное Северу» — так назвали устроители новую выставку.

— Без прошлого не может быть будущего,

— сказал на ее открытии Андрис Кравалис -главный геолог ДАО «Запсибгазпром». -Удивительно то, что именно работники музея собрали нас сегодня, чтобы отметить этот юбилей. Здесь можно по годам проследить все этапы развития и освоения крупнейших газовых месторождений нашей области. Eще студентом я проходил практику в Березово, Пунге. И сегодня здесь я словно заглянул в свою молодость.

Островком памяти в океане истории назвала выставку Светлана Новикова, многие годы вместе с мужем Эдуардом Новиковым отдавшая обустройству и эксплуатации Надымского месторождения. «Мы были молоды; — вспоминает она, — и не представляли себе той меры трудностей, с которыми столкнулись. Мы не задавали себе вопрос: «Выдержим или нет?». Вот эта бесшабашность, наверное, и двигала нами. И еще юмор. Он нас приподнимал над неустроенностью быта, мирил с повседневностью».

— Сегодня оглядываешься назад и видишь, что на Севере построено более 20 городов, -вспоминает Татьяна Данилова.

— А ведь каждый город начинался с колышка. Мы были тому свидетелями. И столько лет сумели провести на промыслах еще и потому, что работали семьями. Мой муж был первым начальником газодобывающего участка в Березово, а я — оператором по добыче газа на Березовском месторождении.

Eвгений Алтунин — представитель Министерства экономики России в Западносибирском регионе — стоял у истоков Тюменьгазпрома, был его первым начальником. «Среднее Приобье осваивали нефтяники, — вспоминает он, — а нам, газовикам, доставался Север, Арктика, Якутия. Существовал особый уклад работы и жизни, особые правила, например, сухой закон. И это в 50-градусные морозы! Помню, как искали площадку для обустройства Медвежьего. Строители «мертвой дороги» -заключенные — оставили после себя добротные постройки для командного состава. Они оказались вполне пригодными для жизни. На первых порах в них размещался наш десант. А в самом лучшем домике, мы его прозвали «генеральским», даже останавливался Косыгин во время визита на месторождение. Послужили нам лагерные бараки и в Пангодах. Вот как иногда неожиданно история сталкивает лагерную трагедию прошлого с романтикой настоящего.

Оруджев, Щербина, Богомяков, Алтунин, Топчев, Стрижов, Новиков — эти имена неотделимы от темы выставки, автором которой стала Ольга Паренкина. Много экспонатов — личные вещи, наградные книжки, ордена — передала в музей вдова Юрия Топчева. Пространственную концепцию экспозиции удачно решила группа художников во главе с Борисом Трофимовым. Особенно впечатляют имитация зимнего пейзажа, композиция «Сварщики на трассе». Интересно и световое решение.

Андрей Черепанов

Первенцем газовой отрасли, — рассказывает Ольга Паренкина, — было Пунгинское месторождение. Пунга — речка, причудливо петляющая по болотистой лесотундре. Отсюда и пошло название месторождения, расположенного в 60 километрах от Игрима. От этой залежи с крупными по тем временам промышленными запасами должен был взять начало первый магистральный газопровод Игрим -Серов.

Десант расселяли в. балках, палатках. В конторе работали в пальто, шапках, меховых унтах. Промысловики готовили рабочие кадры. Занятия проводились по вечерам, а классной доской служила теплая жестяная обшивка круглой печи. Вскоре на Пунге были построены первые эксплуатационные скважины, а «в 1966 году был сдан газосборный пункт. С этого времени по-?дача сибирского газа не прекращалась.

Строительство Пунгинского сборного пункта — первый опыт сооружения крупного газового объекта. Такой мощной установки еще не возводили. Именно на Пунгинском промысле впервые применили систему автоматизации технологического процесса. На многие вопросы Пунга дала ответы, которые были учтены при выходе на другие месторождения.

Сегодня уже нет прежнего Тюменьгазпрома, того монолита, каким он был раньше. Eго северные подразделения сегодня предпочитают жить самостоятельно. Сменилось и его название, теперь мы называем этот главк ДАО «Запсибгазпром». Но задачи по разработке и эксплуатации газовых месторождений остаются прежними. В ушедшем году впервые в Тюмени проходил конгресс «Новые высокие технологии для нефтегазовой промышленности и энергетики будущего». Ученые и предприниматели, инвесторы и производственники — такой союз предлагает нам сегодня жизнь для того, чтобы тюменский газ служил людям.

***
фото: (слева направо) ветераны газовой отрасли Валентина Топчева, Татьяна Данилова, Николай Туренков, Андрис Кравалис.;Евгений Алтунин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта