X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Остановись, мгновенье, ты прекрасно

Вчера в уютном выставочном зале областного научно-методического объединения «Культура» было ой как хорошо и празднично. Публика, коллеги, пресса, с нескрываемым интересом всматривалась в творческие работы фотомастера Алексея Щукина. Открытие его персональной выставки состоялось — и организационно, и в чисто эстетическом смысле.

Смелости автора стоит позавидовать. Ведь в нашем городе хватает асов репортажной и художественной фотографии. Нет- нет, но выходят их фотоальбомы, есть у нас и лауреаты премий престижных зарубежных смотров. Так что конкуренция в этом цехе царит самая острая. Да и в мире фотография в последние годы благодаря техническому перевооружению пережила качественный скачок. В европах сейчас лидирует новоитальянский стиль, когда совмещение разноуровневых оптических линий, трансфлокация (объектив с переменным фокусным расстоянием), насыщение реальной картины мира фантазийными метафорическими предметами, помещенными в нее фотографом, создают иллюзию целого действия, свой фототеатр. В америках в фотодело проникает виртуальная реальность, знакомая тюменцам по стоп-кадрам телевизионных клипов.

Алексей Щукин осторожничает (в хорошем смысле сего глагола), бережно соединяет отечественные традиции и новомодные приемы. Он ищет и находит свой угол зрения, свой неожиданный ракурс, выдает свое понимание жесткой урбанизированной среды, не теряя интереса к сибирской природе.

Снимок, сделанный на северном газопромысле. Я его назвал бы «Мелодия рабочих труб». Ажурное плетение труб раздувает овалы накопителей. Металлическую симфонию автор очеловечивает четко проработанными контурами кранов- регуляторов. Словно по паре влюбленных расположилось на каждой установке сверху. Их хрупкие, нежные фигуры оживляют строгий промышленный расчет, преодолевая его отчуждение от людей.

Eще планшет. Парафраз на генно-атомарную современную тему, когда в стремительной размазке энергично мутирующего пространства нам показывают приключения в микромире, биохимические реакции, динамику движения транспорта, электронные превращения.

А у нашего фотомастера — цветная мольба рвущихся в небо осенних берез, это автор поднял их прощальные желто-красно-бело-коричневые платья и подарил нам игру природных сил (снимок «Осень»).

В принципе, многие сейчас знают про ведущие жанры в современной фотографии. Люди и роли, событийный репортаж, обнаженная натура, реклама, прелести фотомоделей. Несколько усилился интерес к фауне и флоре, не теряет своих позиций фотомедитация — сложные композиции с впечатыванием в одно поле символических деталей и предметов, разных планов задумавшихся героев, иногда настоящих ребусов из геометрии города, неба, людей и туманных переливов настроений и желаний. Конечно же, глаза, силуэты, неожиданный смысл пересечений движущихся реалий бытия.

И тут есть на что посмотреть. На 41-м году жизни Щукин решился на первую свою персональную выставку. Летом прошлого года она радовала москвичей и гостей столицы, сейчас вот развернута в Тюмени — в видоизмененном варианте. Раз и навсегда определившись в профессиональном выборе, наш автор появился в Тюмени в самом начале 90-х годов. Вот почему выставка скромно называется «Пять лет работы в Тюменской области». Специальный фотокорреспондент всемирно известного телеграфного агентства ИТАР-ТАСС энергично стал создавать собственную летопись нашего уникального края — от ямальских сюжетов с непременным погонщиком и оленем рядом до лирико-романтичных пейзажей озера Андреевского. От студеных водопадов быстрых горных рек Приполярного Урала до золотисто-зеленых перелесков южной зоны.

«Ага! — скажете вы, — и кто только все это не снимал!». Верно, но только у Щукина я вижу неповторимое: старая женщина-ханты разделывает рыбу, и ее словно укрывает родным пологом низкое таежное небо. Образ единения человека и природы — многовековая культура и быт северных народностей. В этой серии нет неудачных снимков. В целом (около 50 сюжетов) преобладает природоведческая тема. «Разгуливает» по залу баклан, злобно ощерился своими клыками волк, «поденка — век короткий» нежно прильнула к цветку — и леса, леса, леса…

Хороша портретная фотоживопись (около 11 сюжетов), промышленный пейзаж, и люди в деле своем как бы отошли на второй план. Что ж, это право фотомастера так видеть движение жизни, ее слои. Совершенно отсутствует жанр обнаженной натуры, словно автор принципиально не хочет впадать в модную струю, потрафлять вкусам определенной части публики. Выделю и группу снимков исторического плана, напоминающую о трагедии заключенных в лагерях, разбросанных вдоль «мертвой дороги».

Eсть снимки-открытия. На высоком юру, с которого веет снежным синим хладом, стоит легкая березка — одна-одинешенька. Стоит наперекор морозу, словно свеча жизни, согревая зимнее пространство. Крупным планом сняты грибы — лисички. Так их за рыжий цвет прозвали. Не белые-богатыри, статные подосиновики, упорные грузди, а лисички, которые и в корзинку- то не всегда берут. Но, как маленькие атланты, они держат самый низовой покров лесной почвы, надежно «санитарят», очищают его.

И это не все, приходите, многое откроете для себя сами. Своеобразие фотомастерства Алексея Щукина отметили в своих выступлениях на открытии представители областной и городской администраций, коллеги по цеху. Сам автор с удовольствием общался с вернисажной публикой. И поскольку делалось это от души, и слова говорились, точно отражавшие дух экспозиции, скажу под занавес: нашего знания и видения красоты родного края, дел человеческих прибыло.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта