X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

SOS! — по-тюменски звучит как сигнал радости

Маленький Виталька, с удовольствием шлепая по речной косе Чусовой, пел речитативом: «Радость, радость! Я живой! Папа и мама со мной! Хорошие люди со мной! Хорошее солнце со мной! Я иду, как пароход…».

Пятнадцать человек-несколько семей тюменцев и северян из Ноябрьска — почти две недели посылали в июльское пространство свой «SOS!» — «Спасаем наши души!». И было это на красивейшем участке реки Чусовой от турбазы Кауровка под Первоуральском до села Кын (по течению). Там попрощались. И река ответила людям быстрой волной, острыми стрелами точеных скал, дивными лугами и плесами, взмахами старых сосен.

В водный поход по разряду семейного туризма с обязательным разъяснением сомневающимся гражданам -«Лучшая форма активного отдыха!». — ушли семьи Крамар, Мальцевых, Широбоковыхитри брата Косцынычи (12, 14 и 22 лет). Преобладали дети, подростки и юношество — от 7 до 15 лет.

Как все происходит? Затратив на семью по 2,5 млн. расходов, экспедиция зарегистрировалась на турбазе и получила два больших резиновых катамарана и один тритон, похожие на плоты с гондолами, между которыми крепится палубная площадка для команды. Получай продукты, снаряжение, маршрутную карту (аптечка была своя) и — вперед, под традиционные пожелания семи футов под килем. Последнее было кстати, ибо перекатов на Чусовой хватает.

Почему они выбрали не только медовый запах поймы, быстрины между скал, ночевки и дневки на привалах? Ясно, что старая поговорка: «солнце, воздухи вода- наши лучшие друзья» — действует. Поражают и восходы с закатами, встречи на реке, естественная природа.

Почему они выбрали отдых, во время которого нужно было делать все самим — от поиска дров для костра до мытья посуды и прочей колготы самообслуживания? Ведь можно было бы отправиться в Грецию или на золотые пески Болгарии. Свою организаторскую и направляющую роль сыграли мамы.

Мамы особые: увлекаются любопытной наукой -психологией, чьи современные технологии способны выполнять роль полезного советника во внутрисемейных отношениях. И хотя Ольга Мальцева еще и психолог-профессионал, научный сотрудник кафедры Тюменского областного государственного института развития регионального образования, никто никаких специальных экспериментов не проводил. Просто дух увлечения естественным образом сказался на туристах, помог в обычные впечатления внести особые краски.

Мне прежде всего сказали про благотворную смену ритмов жизни, обстановки. Сразу же изменился характер межличностного общения, многое из того, что «приобрело» юношество в городах, искушаемое смутным временем, -душевный дискомфорт, ожесточенность, дурные «приколы» — буквально улетучилось на второй день.

Идея похода родилась после фразы: надо посмотреть в глаза собственным детям, пожить, как говаривал поэт, «единым человечьим общежитием». Здесь же получилась плавучая команда, в которой у каждого проснулись лучшие качества, дабы в любой миг быть готовым предолевать причуды «стихийного» бытия.

Ты максимально свободен и одновременно ответственен перед другими. Обостряются чувства, хочется пиратских песен. Творчество и деловая инициатива бьют фонтаном. Eще бы, мальчишки становятся добытчиками, защитниками, обогревщиками. Девчонки украшают походный быт, становятся настоящими хозяйками импровизированного «пищеблока». Даже пиление дров несопоставимо с прозой обычных занятий в городе, личность обретает свою целостность, утраченные связи с природой, как бы проходит путями далеких предков. Аня М.: «Хочется бесконечно смотреть наживой огонь, движение облаков, бегущую воду… Таинство общего круга, когда земля покрыта черным пологом ночи, горит костер — словно трепещет свеча общемировой души».

Цена жизни, ее красота -все во мне и я во всем! -поверялось в этом походе. Конечно, мы уже не откажемся от прелестей технической цивилизации, хотя бы от горячей ванны и компьютеров. Будут искушать наших детей и ее гадкие спутники — бездомные тусовки, наркотики, жестокие игры… Отвлечений, всяческих средств противостояния придумано много. Толку мало. Наше юношество, которое «чусова лось» в июле, слава богу, в норме, но и оно испытывает давле ние среды, сверстников. Укрепить душу и тело в лучшем виде помогает именно такая форма каникулярного отдыха. Из рассказа Ольги Крамар (Ноябрьск): «Когда еще в прошлом году мои коллеги, предпочитающие туры в Анталью, на Кипр, узнали про наш водный поход, они сказали: что за извращение? Спорить бесполезно, у каждого свое право выбора. Но спросишь: как там в Анталье? — отвечают: скучно. Опять компьютерные игры, магазины и в конце концов надоевший пляж. Нам нужнее отдых энергетический…».

Сплав по реке похож на модель жизни. Неизбежный дискомфорт — плата за красоту. Но близкое общение с природой сегодня многого стоит. Случавшиеся (не самые опасные) ситуации пробуждали новые реакции. Eсли ты что-то не сделал -для себя и для других! — то «результат бил тебя по башке». Преодолевалось отчуждение человека в городской жизни, его парадоксальная заброшенность, хотя бы на уроках в школе. В этом походе каждый был интересен другому. Между действием и результатом — кратчайшее расстояние. Вся гамма переживаний переполняла общение, сближала поколения.

«Мы учились слушать и слышать друг друга, важен был голос каждого» (Мальцева). Дети «расковались»,прочувствовали новую шкалу ценностей «плавучего» путешествия. Началось придумывание игр, открылось чудо малое — кузнечик, следили за порханием бабочки. Даже детский «луковый»(вареный лук надоел) и «сгущенковский» бунт (о эти сладости!) разрешился как бы сам собой в этой психотерапевтической «лаборатории» природной жизни. Укреплялся дух семьи, ее единство. Вот папа Гена показывает сыну Вове, как надо работать топором. Урок и польза одновременно, ибо рубили и тесали всякие штуки для походной кухни. Вскоре уже закипал котелок, сигналил о готовности своими ароматами туристский суп.

Общение было пронизано шутками и розыгрышами, дети стали посылать «телеграммы» своим родителям. Выдумывались свои легенды и сказки, соблюдались сплавные ритуа лы, «поклонение» заступнице Матери Моржихе. Развевались флаги экипажей «Акулы», «Хлю пы» и «Тритона». Умоляли великого сплавщика из легенды Маю са не стирать свою заговоренную футболку, а то зарядит дождь. Макса сменял черный сплавщик Валера, который все время нарывался на камни и спасал свой прорванный катамаран. Особая радость — встречи на реке с другими командами. На этот раз они были из Австралии, Балтии, крупных городов России. Сноровисто действовали юнги, матросы. Свистал всех наверх боцман, прокладывал курс лоцман, отдавали команды капитаны, весело ругались мичманы. В этой игровой иерархии был свой смысл, чтобы каждый знал свой маневр по силам и обстоятельствам.

Пик похода — праздники. Хотя бы посвящение в сплавщики новичков. «Старики» принимали их клятву, верность которой подтверждалась кружкой компота, сваренного вместе с носком легендарного Валеры. С непременным целованием весла…

Они вернулись — пошла обычная жизнь. Будни, проблемы, тусовочные плюсы и минусы юношества. Но дальний свет Чусовой хранит их от плохого: «Пойду опять туда, — говорит Аня, — там, среди скал и гор, радуется душа, там особый простор…». Лишь бы хватило этой доброй энергетики на весь год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта