X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Рыжеволосая незнакомка художника Головина

135 лет прошло со дня рождения выдающегося театрального художника Александра Головина — одного из самых прославленных в ряду мастеров серебряного века.

Этого художника во всем мире считают реформатором искусства театральной декорации. Оно, благодаря Головину, «возвысилось до уровня высокой художественности» , как писали тогдашние критики. Публика рукоплескала его декорациям и — небывалый факт — вызывала художника до начала спектакля, как только открывался занавес.

Александр Яковлевич создал блестящие декорации для опер и балетов Императорского Мариинского театра. Поразил Париж оформлением спектаклей «Борис Годунов» Мусоргского и «Жар-птица» Стравинского в знаменитых «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Работал в Александрийском театре с Мейерхольдом и в Художественном театре со Станиславским. Eго эскизы хранятся в крупнейших музеях Петербурга и Москвы.

Но Головин — разносторонняя личность. Он создал многочисленную прекрасную серию портретов. Среди известных достаточно вспомнить театральные портреты великого Шаляпина.

В тюменском музее изобразительных искусств в постоянной экспозиции находятся два произведения Головина — «Портрет неизвестной» и «Портрет театрального коллекционера Н.Гордова». Первый поступил из частной коллекции Казачкова в 1960 году, и, скорее всего, написан еще до революции. Дата отсутствует, но есть подпись художника с твердым знаком на конце, а изысканность колорита, изящество линий, прическа модели, ее полупрозрачный свободный наряд близки к стилю русского модерна.

Женские портреты Головина, в отличие от мужских, имеющих всегда психологическую характеристику, более внешние. Он любуется обаянием, грацией своих портретируемых, хочет найти в них гармонию и покой, окружает их тишиной.

В нашем портрете серебристый цвет фона и наряда модели эффектно дополняется алой длинной нитью коралловых бус, которые дама поддерживает элегантным жестом. В глазах у нее тревога и едва уловимое напряжение. Окружающий мир не дает возможности быть спокойной и уверенной в себе.

Художника привлекало в женских портретах своеобразие типов. Их нельзя назвать красавицами, но это, безусловно, глубокие и неординарные натуры.

Кто эта рыжеволосая незнакомка, мы не знаем. Судя по несколько демонстративной манере держаться и сложному душевному строю, она могла быть близкой к театральным кругам.

Портрет исполнен легко, непринужденно. Это смешанная техника: темпера, пастель, уголь. За кажущейся легкостью и маэстрией — большой опыт художника, который получил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве у Маковского и Поленова. В1912 году стал академиком. Eму в числе первых в 1928 году присвоили только что учрежденное звание — заслуженный артист РСФСР.

Первый биограф Александра Головина Голербах писал: «На всем, к чему прикасался художник, лежала печать его большой, сильной индивидуальности, подлинной артистичности». Это можно полностью отнести и к женскому портрету, который является одним из замечательных произведений в собрании Тюменского музея изобразительных искусств.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта