X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Утоли мои печали

Eсли заглянуть в последнее издание словаря «Писатели Тюменской области» (1988), то там найдешь ссылку на информацию в «Тюменской правде» от 25 января 1963 г. под заголовком «В Тюмени создано отделение Союза писателей».

Через четверть века его руководители почему-то помедлили с юбилеем. Статья ответственного секретаря областной организации Сергея Шумского «От молодости к зрелости» появилась в «Тюменском комсомольце» лишь в мае 1988 г.

И все шло вроде бы благостно и спокойно, если бы на эту статью не написал свой дерзкий и местами злой отклик молодой (тогда!) литератор Андрей Маркиянов. И началось… Впервые в истории тюменского литературного краеведения разгорелась очень горячая дискуссия о судьбах местной литературы. Выступили все силы -от пробующих перо школьников до патриархов.

Дискуссия на страницах молодежной газеты бушевала все лето. Областная партийная пресса, как это было принято, выждала и пальнула в завершение большим «подвалом», обозвав действо «детскими играми на литературной лужайке», тем самым взяв под защиту обиженных маститых писателей от «петушиных» нападок молодых публицистов и литераторов. А дабы остудить страсти, итоги дискуссии ровно десять лет назад подвели в очной встрече разгоряченных сторон в областной научной библиотеке.

Тогда в ней еще был открыт большой актовый зал, ныне занятый коммерсантами. Тогда еще проведение литературных встреч и вечеров в ТОНБ было нормой, на обсуждение проблемы «Куда идти тюменской литературе?» собрались не только спорщики, но и весь наш «читай-город». Как это часто бывает, стороны остались при своих, а публика разделилась «за» и «против» примерно на две равные части.

Многих уже нет (царствие им небесное), а те далече… И все же был резон в выступлениях и тех, и других. И Константин Тихомиров, и Андрей Маркиянов, и Владимир Поротников со товарищи, если отвести в сторону их резкие парадоксы и ерничество, верно заметили местное литературное топтание на месте. Инерционное пафосное воспевание героических трудовых дел нефтяников и газовиков, когда тюменский НГК был уже серьезно болен. Боязнь наших писателей острых социальных тем, экологического кризиса. Провинциализм духа и слабую художественную силу многих и многих книг.

«Ответчики» тоже были не лыком шиты. Они справедливо говорили про развитие темы тюменской истории, желание писать в реалистическом ключе и не принимали супермодных тогда постмодернистских выкрутасов. Да и генеральная нефтегазовая тема была не совсем «черной» из-за посредственных книг. Молодых «нападающих» поймали на том, что они не читали хорошие повести и рассказы Валерия Острого (увы, уехал с наших «северов»), не говоря уже о проблемных очерках Константина Лагунова, Анатолия Омельчука, Юрия Надточия…

И все же дискуссия не была бесполезной. Плохо или хорошо, но она дала старт размежеванию тюменских литературных сил. Время тоталитарной идеологизированной гребенки на всех литераторов заканчивалось. В Тюмени возникли две организации — Союза писателей РФ и Союза российских писателей.

Первая, более традиционная, более опытная, постаралась поскорей приспособиться к новым социально-рыночным условиям. Хоть редко, но выходят книги, своя газета. Вторая, заявив о своей прогрессивности, видимо, ожидала, что «новые русские» окажут ей поддержку. Но не тут-то было… Книги почти не выходят, известный профессор Александр Гришин хотя и стал редактором культурнического приложения «Проталина» к «Тюменским известиям», но сосредоточился в основном на критике деятелей старого союза. В последнем (июль с.г.) выпуске подписи «редактор А.Гришин» уже нет.

Вскоре от Тюмени (1991) решили отойти и северные литераторы. Сначала образовалась угро-ямальская писательская организация, а два года назад и она разделилась. Причем в Югре действует полноправная окружная организация СПРФ. А в Салехарде что-то вроде ассоциации, тоже при СПРФ, но с ограничением прав приема, зато с двумя начальниками — председателем Романом Ругиным и секретарем Юрием Афанасьевым.

Eще на той дискуссии стало ясно, что северяне уйдут. В целом свобода пошла им на пользу. Они далеко обставили Тюмень и по качеству, и количеству своих книг и журналов. Там образовались интересные литературные гнезда — в Надыме, Сургуте, Нижневартовске. Не считая окружных центров. В Сургуте даже добились выпуска большой газеты творческой интеллигенции «Музы и поклонники». Новые книги Eремея Ай-пина, Юрия Вэллы, Анны Неркаги стали событием 90-х годов и получили хорошую прессу в России и за рубежом. Многоплановое видение мира предложили читателям известные авторы — Маргарита Анисимко-ва, Николай Коняев, Николай Смирнов. Отлично дебютировали Борис Зуйков (роман «Бе-логорье»), Владимир Мазин, Галина Хорос (книги стихов). Недавно опубликовала свою повесть «Касания Цивилизации» Татьяна Молданова («Спасайся!» — неслось по Вселенной. А по хантыйским землям уверенно чеканила шаг глухая Цивилизация»). Деятели культуры северных народов назвали ее сенсационной.

А что Тюмень? Полнейший разброд и шатание, недавние «поминки» по издательству «СофтДизайн», редкие вспышки — выход романов Константина Лагунова, Виктора Строгальщикова… Да еще удалось найти деньги на выход увесистых томов избранного Николая Денисова, Александра Мищенко…

Вот и получается слишком грустным этот 10-летний юбилей памятной литературной дискуссии. Обе стороны — у разбитого корыта, глядя вослед набирающим ход северным коллегам. И силы есть в Тюмени, и мастера, и жизнь не оскудела на интересные сюжеты. И хотя сотворение книг — дело частное, одинокое, есть в нем то, что способствует общению писателей. Eсли, конечно, они к нему сейчас готовы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта