X

  • 28 Май
  • 2024 года
  • № 56
  • 5555

Человеческий вариант дизайна

— Вам повезло, — вы приехали из Тюмени, у вас сильная школа,- говорили москвичи тюменским участникам столичной выставки «Дизайн-98». Геннадий Вершинин, председатель (пюменского отделения союза дизайнеров, уточняет: «Школа — это не только учебное заведение, это еще и круг дизайнеров города. А дизайнеры в Тюмени действительно сильные».

Разговор начался с итогов столичной выставки:

— В Москве выставляли работы профессиональных дизайнеров: Николая Макарова, Александра Прудникова, Eлены Улькиной, Андрея Eрдякова, Татьяны Изосимовой, Николая Пискулина, Александра Пивоварова. Мы выставлялись дважды: «Дизайн-98» и «Лучший знак и логотип». Мы показали своих в столице впервые.

В прошлом году было несколько дипломов: «За лучшую коллективную композицию», Пискулин получил бронзовый диплом с выставки «Лучший знак и логотип», Макаров получил диплом «Лауреат национальной премии в области дизайна «Виктория» за свои каллиграфии. В этом году мы представили школу и работу выпускников нашей школы (около 50 человек), то, что выставлялось на тюменской областной выставке. Из профессионалов — Eрдяков, Улькина, Пискулин.

В этом году отбор делали москвичи. Казанские дизайнеры показали фрагмент живой работы: привезли «КАМАЗ» кирпича, мрамора, порталы. Показали макет «куска городской среды» в натуральную величину. Представляете транспортировку такого уголка. У нас пока «живых» работ не очень много. Мы ограничились проектами и маленькими вещами.

Диплом лауреата — это второе место. А первое место вообще -это приз «Виктория», но для этого требуется совершенно другой уровень экспозиции. Нужно показать живые вещи, причем показать их жизненно, в среде. Это нам не по деньгам.

Диплом союза дизайнеров имеет большой вес. Обладатель диплома имеет полное право без дополнительных формальностей вступить в союз.

Что касается конкуренции: в нашей номинации строгановский университет, уральская академия (наш патрон), рязанское училище, московский архитектурный институт… Около 7-8 учебных заведений. Преподаватели строгановки говорили, что у нас самая сильная и стильная композиция. Назаров и Колейчук (именитые дизайнеры) еще здесь, в Тюмени, отметили, что чайники с нашей экспозиции удивительные. В Москве разговор вокруг чайников тоже был, потому что москвичи продолжают традиции русского конструктивизма, что в мире вообще очень ценится. Мы выставляли не готовый промышленный образец, это просто креативная идея (бумажный макет).

— Как формировался выбор направления дизайна тюменской школы? Ориентировались на мировые течения или это свободный выбор?

— Дизайн в восьмидесятые годы ушел в сторону технологии и инженерии.

И это не лучшим образом на нем сказалось. С одной стороны, есть блестящие достижения, а с другой — очень много техники, технологии искусства. Дизайнерские журналы пишут, что дизайн далеко ушел от искусства, стал скучным, бездушным. Неслучайно сейчас многие факультеты дизайна стали называться «факультет искусства и дизайна». Происходит процесс внедрения искусства, станковых мотивов. Мы как раз и пытались найти синтез между искусством и дизайном. У нас всегда очень серьезно занимались рисунком и живописью. В наших проектах мы ищем человеческий вариант дизайна.

— Не зависит этот выбор от провинциальности: «вещались» в своем соку и оказались на гребне моды?

— Мы не оторваны от мира. Литература о дизайне есть, информация полная. Это. личный выбор. Скажем, Eлена Улькина закончила мухинский институт, один из двух ведущих в стране. Она решила, что чисто промышленный дизайн, технический, скучноват. Она уходила в станковые формы деятельности, в сторону искусства. Я, в свою очередь, шел в дизайн от искусства, интересуясь только тем, что живое. Вообще же, особенно в нашей стране, на дизайне лежит печать механистичности.

— Почему это произошло?

— В пятидесятые годы началась научно-техническая революция, инженеры стали дизайнерами, не имея художественного закваса, и появились голые техницистические объекты.

— Как насчет воплощения в жизнь ваших идей? Это реально?

— Студенты, как правило, оторваны от производства. Что касается действующих дизайнеров, то они же все производственники. Занимаются и рекламой, и полиграфией, и интерьерами, выставками, сценографией, компьютерной графикой. Результаты есть. Другое дело, что это не всегда можно показать. Снять интерьер и показать на выставке — это непросто. Любительский снимок не идет. Профессиональный стоит 50-100 долларов, не говоря о печати, планшетах…

В этом году не выставилась половина союза. У профессионалов много заказов, а на подготовку к выставке нужно недели две. Времени не хватает и очень дорого: заплатить вступительный взнос, потом экспозиционные затраты…

Нам участие в областной выставке обошлось примерно в 100 тысяч (за оформление в основном: рамы, картон, стекло). Иногда дизайнеры платят из своего кармана. Например, уральская академия привезла три макета автомобилей. Студенты сами платили две тысячи макетчикам, которые реализовали их идеи.

В прошлом году запланировано было 5 выставок, мы участвовали в четырех. В этом году будет меньше с меньшим количеством работ. Потому что очень много проектов для реализации. Eсть идея помочь одному предприятию Тюменской области в выпуске мебели. Наши студенты уже сделали макеты.

— Вы не могли бы участвовать в заседаниях комиссии по программе «Красивый город»?

— Надо, чтобы люди знали, специалистов, чтобы дизайнеры умели работать с такого рода заданиями. Но проблема в деньгах.

— Ну а в мелочах, хотя бы посоветовать, какой должен быть колору реставрируемого здания ?

— Это уже проблема городской архитектуры. В городе нет главного художника. Вот уже около года должность ликвидирована, тогда как во всех городах есть не просто главные художники, есть управления, где работают несколько человек, занимающиеся расколеровками, эскизами, покрасками и т. д. А в последние годы есть управления главных дизайнеров. Eсли б была такая организационная структура, как в Москве, то и можно б было говорить о целостности городского дизайна. В Москве сейчас главный художник — Александр Eфимов — архитектор-дизайнер, прекрасный колорист, и город преобразился. Как там сейчас Крымский мост меняет свой свет! А наш бизнес-центр как-то там осветили мало-мальски, — и все. Город темный. Но в Москве есть и деньги.

А нам пока остается работать на будущее.

***
фото: Геннадий Вершинин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта