X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Заблудившийся частный автобус

Как известно, природа не терпит пустоты. И если удается решить одну проблему, как тотчас, словно скелет из шкафа, на нас падает другая.

Могу похвастать: я еще помню время, когда городской транспорт был весь из себя общественный. Правда, ходил ужасно плохо и редко. Любимой темой газетных фельетонистов была грубость кондукторов, давка в автобусах, оторванные в толчее пуговицы, которые на конечных остановках выметали ведрами.

Потом началась приватизация, на линию были допущены частные автобусы, которые по три- четыре штуки принялись бегать по городу за одним муниципальным. То-то стало весело, то-то хорошо.

Однако возник вопрос. Автобус частный, кто тебя холит, кто тебя моет, кто тебя заправляет сладким бензином или ароматной соляркой? Как правило,ты у хозяина один и он у тебя — тоже. Сам себе водитель, сам себе завгар. Сам себе моторист, сам себе контрольный механик (была такая должность в больших гаражах — вроде вахтера, только для автобусов, отвечал за исправность машины, выпущенной на линию). И вот хочу спросить: кто сегодня отвечает за исправность частного автобуса?

Хозяин.

Кто гарантирует безопасность пассажиров — от аварии, от загорания, от задымления? Опять хозяин?

Как же не вспомнить удивленное причитание Гюльчатай: стирать, детей кормить, обед варить — все одна жена?

Помнится, когда начинался ?частный извоз, озадаченный возникшей конкуренцией инженер- по безопасности таксомоторного парка вместе с инструктором облГАИ Светланой Сусловой проводил рейды, проверял «частников» на исправность. Тормоза там, подвеска и прочее. Но давненько я не слышал о таких рейдах.

Правда, говорят, что и ныне хозяин автобуса обязан в жесткие сроки предоставить его на техосмотр. Благое пожелание. Но опасаюсь, что и оно, как многое другое, исполняется недостаточно ревностно. Eсли у муниципального автобуса спидометр должен быть опломбирован, то откуда взяться пломбе на частном? Частный автобус во всем приравнен к легковой автомашине, а ведь в его салоне одновременно помещается несколько десятков человек.

Автоинспекция в ноябре 1998 года организовала техосмотр таких средств перевозок. Специалисты утверждают, что из 112 машин с первого предъявления смогли его пройти только две.

Мы успели убедиться, что наряду с гибкостью и мобильностью частного предпринимателя имеет также место большое желание экономить на всем, на чем можно.

Так по городу ходят автобусы с одной пассажирской дверью. Загораясь, они превращаются в элементарную ловушку. Хотел бы узнать, имеет ли хотя бы один такой «самобеглый экипаж» страховку на случай аварии? Или кто-то рассчитывает, что за все расплатится тот же хозяин? Из каких средств, позвольте спросить?

Я понимаю, тема острая и грустная. Но после всероссийского траура, объявленного по жертвам пожара в Самаре, отчего бы нам — во имя спасения человеческих жизней — не начать задавать вот такие вопросы. Может быть, на них ответит комитет по транспорту и связи, который выдает лицензии на перевозки? Может быть*, в его договоре обозначены и страховка, и пломбирование спидометра, которое побудит к регулярному, связанному с пробегом,техническому обслуживанию?..

Между прочим, нормальный техосмотр в заводских условиях в Тюмени стоит всего 170 рублей.

Тут — 170 рублей. Там — человеческая жизнь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта