X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Гофманиада, или В поисках ботинок

Тишину тюменских театральных подмостков 14 июля взорвала «бомба» под названием «Ботинки на толстой подошве».

Проливной дождь не помешал любителям театра — зал ДК «Нефтяник» был полон. Заезжие гастролеры — трагикомическая Татьяна Васильева, гротесковый Валерий Гаркалин и трогательно потерянный Александр Феклистов — держали публику в напряжении полтора сценических часа.

…Любовь и измена — проблема вечная: муж уходит от жены, с которой прожил 17 лет, к 20-летней возлюбленной. Вещи уже собраны, только вот куда-то запропастились ботинки на толстой подошве. Жена уговаривает мужа остаться еще на одну ночь: «Я за ночь обязательно что-нибудь придумаю, чтобы ты не уходил», — и идет к психологу…

Спектакль был настолько остроумен, актерски отточен, что зрители живо включались в диалоги, бросая реплики из зала. На все остроты и каламбуры («на стороне уминает за обе щеки», «ваш муж навсегда забыл, что рядом учится, жрет и работает девушка…», «от такой холеной жизни любой оскотеет»), на все выразительные актерские находки зал реагировал бурно-восторженно.

Смех сквозь слезы, жесткая пародия на современный суперэротизм и противопоставление ему живых искренних отношений… Кодансом сюжетной линии стала емкая метафора: она и он — клоуны, которые обязаны играть в мячик и получать от игры — во что бы то ни стало — удовольствие. Вообще при стандартном, казалось бы, «заезженном» сюжете гофманско-булгаковский прием сна как реальности, как некоей метафизической сущности бытия бьет по нервам, бередит раны.

Сон и явь, переплетаясь, становятся неразличимы. Герои внезапно оказываются в тюрьме. Именно в заключении, в несвободе открываются им подзабытые и стершиеся картины семейной жизни, с изумлением и радостью они понимают всю глубину взаимной сердечной привязанности. Герой же Валерия Гаркалина, подобно гетевскому Мефистофелю, манипулирует супругами, их страстями, пытаясь спасти разрушенную семью. Eго перевоплощения стремительны. Вот он психолог, надсмотрщик… А на самом деле всего лишь калошница, олицетворение повседневного быта, рутины, третье лишнее в отношениях двоих и единственное, что удерживает их рядом.

Утро. Ботинки, которые калошница старательно прятала в своих глубинах, пытаясь удержать хозяина, найдены. Муж уходит к другой, так и не вняв наветам фантастического сна. Игра окончена. Занавес.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта