X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Разговор с Императрицей

Под эгидой Гильдии актеров России в Тюмени, на сцене Дворца культуры «Нефтяник» прошел спектакль «Императрица» по пьесе E.Греминой «За зеркалом». Главную роль в нем исполнила народная артистка СССР Л.А.Чурсина.

После спектакля и состоялся наш разговор.

— Людмила Алексеевна, вы снялись более чем в двух десятках фильмов, среди которых «Муравушка», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы»…

— Eще добавьте «Любовь Яровую», «Виринею», «Открытую книгу». Я начинала в театре им. Вахтангова. Проработав три года, вышла замуж за режиссера Владимира Фетина, он и открыл меня как киноактрису. Мой кинодебют — «Донская повесть». Муж работал на «Ленфильме», пришлось переехать в Ленинград. Там я надолго «застряла» в кино, позже появилась в Александрийском театре в «Детях Солнца». Приглашали меня в БДТ к Георгию Товстоногову и в театр им. Ленсовета к Игорю Владимирову. Мне всегда мешали неверие в себя и трусость, я всегда шла туда, куда звали, а не куда хотелось. Разговаривая с Товстоноговым, была безобразно неловкой, уронила вешалку. Георгий Александрович пробормотал, что для таких высоких актрис ему трудно будет найти партнеров.

— Но ваш рост, как говорят теперь, — «голливудский стандарт».

— Да, но тогда я ужасно мучилась из-за него. В детстве сутулилась, чувствовала себя несчастной.

— Удовлетворены ли вы своими киноролями? Ведь фильмы, призванные решать определенные идеологические задачи, сковывали творческие возможности актера?

— Ну почему же. К примеру, моя героиня Журавушка несла здоровое, волевое начало, ей не были свойственны нравственные метания, рефлексия. В фильме «Виринея» есть эпизод, когда героиня царапает ноготками по портрету Ленина и искренне спрашивает: «А что это за лысый дед»? Да и в «Любови Яровой» я старалась уйти от однозначного образа.

— Были ли у вас предложения, так скажем, режиссеров-диссидентов?

— Да. Теперь я жалею, что не сыграла ролей в фильмах Шукшина, Муратовой, Тарковского. Хотя Андрей Тарковский пробовал меня на главную роль в фильме «Зеркало». «В принципе,

говорил Тарковский, — меня все устраивает, но в вас есть некая внутренняя сила, с которой я боюсь не справиться». Он не знал, что это сила — от внутреннего зажима, с которым я, в свою очередь, не могла справиться. Более тридцати лет на сцене, а перед каждым выходом переживаю, как дебютантка.

— Вас неоднократно приглашали сниматься за рубежом…

— Да, на фестивале в Сан-Себастьяне, где мне вручили приз за лучшую женскую роль, был предложен трехлетний голливудский контракт на 15 ролей. Были и другие предложения, но чиновники из Госкино побоялись меня отпустить.

— Ваши последние работы?

— Роль княгини Ольги в одноименном спектакле. Играю ее со всей страстью, концентрируя, как мне кажется, всю свою невысказанную тоску и боль актерской судьбы. В спектакле Театра российской армии «Мужчина моей жизни» по пьесе Ива Жамиака у меня роль парижанки Леа и великолепные партнеры — В. Абрамов и молодой, подающий большие надежды актер А. Каминский.

— А как государство оценило ваш многолетний труд в кино и театре? Кроме звания народной артистки СССР, какие-то блага имеете?

— Звание я заработала — на съемках питалась пирожками, стояла в студеной октябрьской воде ради одного кадра, ходила босиком по снегу в тридцатиградусный мороз. А из благ — квартира в 27 квадратных метров.

— Вы счастливы в личной жизни?

— У меня было три мужа. Влюблялась, выстраивала идеальный безгрешный образ, ошибалась. Но каждый из этих мужчин участвовал в строительстве моей души. Сегодня достойного человека встретить сложно, многие сломлены жизнью, но как знать… Система йогов, водные лыжи, верховая езда помогают держать форму.

— Что вы думаете о нынешнем положении актера в России, особенно молодого?

— В трудное время и судьба актера незавидная. Все зависит от коллектива, в который он попадет. Eще от удачи, везения.

Мало оплачивается труд актера, как молодого, так и маститого. Но молодым надо много работать, расти, набирать опыт, репертуар. Eсли есть возможность, сниматься в кино, на телевидении.

А если пугает судьба Счастливцева-Несчастливцева — не стоит идти в актеры. Здесь на жизнь не заработаешь.

Актриса спешила укладывать реквизит. Как и другие «народные» — она на самообслуживании.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта