X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Дети — самые строгие проверяльщики

«Но у нас действительно семья», — уверенно возразила Ирина Кухаренок. Слово «приемная» ей не понравилось. «Ведь дети называют меня мамой, понимаете?!».

Приемная семья — это одна из форм воспитания брошенных собственными родителями детей. А приемные родители — это работа, за которую платят деньги. Правда, устроиться на эту работу гораздо труднее, чем на обычную: слишком много нужно всяческих документов, справок. Ответственности.

По словам главного специалиста по охране детства областного департамента образования и науки Любови Ильиной, эта форма воспитания была введена не так давно (скорее всего, после того, как провалился эксперимент с семейным детским домом в начале 90-х годов. Сейчас по семейному законодательству такой формы не существует). Между органами опеки и приемными родителями заключается договор, где указывается, сколько детей берут родители (приемной считается семья, в которой не меньше пяти детей), на какой срок (но только до достижения детьми 18 лет). На содержание детей выделяются деньги-на питание, одежду, постельное белье, приобретение мебели. Государство оплачивает коммунальные и транспортные расходы. Приемной семье положено улучшить жилищные условия и даже «выделить в собственность, земельный участок, освободить от уплаты налогов, выделить ссуду для развития фермерского хозяйства».

Последние мероприятия так и не удалось внедрить в жизнь. Можно сказать, что не прижилась у нас и приемная семья как форма воспитания. По югу Тюменской области создано только три таких семьи: Грошевы живут в поселке Каменка Тюменского района, Стоговы — в Ишимском и Кухаренок — в Тюмени. «Люди психологически не созрели, чтобы брать на воспитание чужих детей и считать это своей работой», — акцентируют специалисты. Возможно, вторая причина важнее: органы опеки не в состоянии финансово содержать приемные семьи. Опекунство — дешевле, фактически опекуны берут на себя те же обязательства, но бесплатно. Так что выгоднее устроить ребенка «под опеку».

Но для детей приемная семья лучше, говорят инспектора по защите детства, — условиями для воспитания и социальной адаптации. (Любовь Ильина рассказала о семье Трошевых. Ребенка-инвалида, лишенного рук, родители научили писать ногами, сейчас мальчик учится кататься на велосипеде). Чтобы приемная семья стала популярной, надо законодательно определить зарплату родителям (к 2000 году областной департамент образования и науки готовит такой закон), засчитывать годы работы в семье как педагогический стаж для начисления пенсии, решить вопрос с отпуском приемных родителей …

Встретиться с Ириной Кухаренок и ее детьми не удалось. «Дети попросили избегать такого общения . А мне нужно думать о них. Мы живем, и это никого не касается». В конце нашего телефонного разговора я поняла, почему Ирина теперь избегает подобных встреч. Общественное внимание к их необычной семье в свое время принесло много страданий. После телесообщений и газетных публикаций не было прохода в школе, ребятишки на улице кричали в след: «Вон детдомовские идут!». Взрослые приставали к детям на улице, порой с некорректными вопросами. Ирине крутили пальцем у виска, жалели. «Сейчас люди привыкли, что мы -семья. Живем тихо, спокойно: кто стирает, кто «двойки» получает».

На вопрос: «Как вы решились завести такую семью?» — Ирина, по ее признанию, никогда не могла ответить. «Это все равно что ответить на вопрос: а как ты решил появиться на свет? Нужно попробовать все самому, иначе нельзя ни оценить, ни понять». Пожаловаться на проблемы Ирина тоже не захотела: «Много всего, не перечислишь. Но мы царапаемся». Мама десятерых детей (среди них свои и приемные) согласна, что для добросовестных людей приемная семья — неплохой заработок. Но в то же время огромный моральный труд и эмоциональный стресс. «Каждоедоброе словечко с их стороны, листочек с надписью «милой маме» или папе — это, конечно же, счастье, а до этого — много боли и слез».

…В ближайшее время в России собираются проводить новый эксперимент: вводить фостеровские семьи, когда на воспитание в семью отдают одного ребенка. Фостеровские семьи у нас будут называться патронатными. Это не новшество, скорее забытое старое. По словам Любови Ильиной, патронатные семьи упоминаются еще в книге 1947 года «Опека и попечительство», во время эвакуации детишек пристраивали в семьи, отдавали под патронат. Специалисты надеются, что такая форма воспитания будет эффективной.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта