X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Вы знаете, у фантастов все как у людей

Призрак бродит по планете. Призрак оккультизма. На пороге переходного к XXI столетию года (его называют миллениумом в глобальной сети Интернет) особи, считающие себя прогрессорами этой цивилизации, не ведают, что творят. Грустно и гнусно. Мразь липучая, спрыснутая всякими «этуалями», заволокла экраны, политику, человеческие отношения.

Призрак свифтовского Гулливера обреченно бродит по когда-то просвещенной Eвропе. При свете дня с фонарем ищет последнего человека. Ищет корабль, чтобы уехать от избесившихся йеху к благородным гуингмам. Из своего небесного далека мне грустно кивает великий Зигмунд Фрейд, подаривший миру психоанализ для осветления души и тела, а не для того, чтобы «спрыснуть» разумное, доброе, вечное генитальным фонтаном.

Редакционное задание меня вдохновило — написать, как видят новое тысячелетие писатели-фантасты. Надеюсь, что читатели меня поймут, ибо серьезная социально-философская фантастика XX в. вряд ли порадует нас своими прогнозами.

Мы плохо знаем нашу литературу. Обилие информации, обработанной «культурными» писарщиками — посредниками между писателем и публикой, очень велико. Успеть разобраться в плотном потоке трудно. Клановая организация жизни, старания хорошо оплачиваемых имиджмейкеров, политика телемонстров лепят своих идолов, ловко мешая правду и кривду. В модный продвинутый ряд попадают мнимые величины, оттесняя в небытие все самоценное.

Вот почему вы удивитесь, когда я назову среди фантастов большого поэта XX в., моего однокашника по славному Петрозаводскому университету Роберта Рождественского. Да-да, именно он в 1971 г. написал социально-фантастическую «Поэму о разных точках зрения». Eго прогноз на новый век был горек: «Над планетой вместо светочей ума встанут Эвересты нашего дерьма». И ни слова про СССР, о расцвете коммунистического общества. В 1971-м! Прошляпив, советская система сделала вид, что этой публикации в журнале «Юность» не было.

Куда больше известна романтическая фантастика нашего земляка Владислава Крапивина. В 60-е годы он прогнозировал социальный рай, счастливое детство, беды и катастрофы были лишь в космических экспедициях. Сегодня Крапивин пишет грустную фантастику. Духовно-мистическую. В цикле повестей «Во глубине Великого кристалла» он рассказывает читателю теорию божественного кристалла, породившего жизнь нашей вселенной и повернувшегося сейчас к нам черной стороной. Юные герои Крапивина овладевают суперспособностями, чтобы спасти цивилизацию от катастрофы. Но они отказывают старшим поколениям в новом пути и уводят за собой в будущее только детей. Вернуть человечеству золотой век, нравственно вдохновляющую культуру.

Мы лучше знаем про авторов фантастических утопий ХХв. Слово «утопия» придумал в 1516 г. Томас Мор. Это место, которого еще нет, но которое обязательно будет. Только счастливые мечтания фантастов о справедливой и хорошей жизни людей, идеальных отношениях сменились на фантастику антиутопий и катастроф, мрачных предупреждений. Беспокойством за судьбу человечества проникнут бездушный машинизированный мир романа «Мы» Eвгения Замятина (1920), памфлет на тоталитарную систему «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (Англия, 1932), страшное общество всеобщей лжи и лицемерия показано в романе «1984» Джорджа Оруэлла (Англия, 1949).

По Хаксли наступает Эра Форда в грядущем Мировом Государстве — ха,ха! — послушайте его девиз, он ничего вам не напоминает из недавнего прошлого и речей некоторых российских политиков? — общность, одинаковость, стабильность. Самые неприличные слова — «мать и отец»…

«Фантастика — прожектор на корабле прогресса», — писал умница, рожденный в Ханты-Мансийске, редактор «Уральского следопыта» Виталий Бугров. Он заставил нас вспомнить про фантастику Фаддея Булгарина. Того самого, которого «гвоздил» еще Пушкин. Вот «Сцена из частной жизни в 2028 году» (1828). Короли и помещики разъезжают по чугунным желобам в «ездовых машинах», летают в воздушных дилижансах. Стихи и прозу пишут спецмашины (угадал, есть такие программы для ПК). Дома отапливает «светородный газ», легко и дешево получаемый из воздуха.

Далее пророческая цитата: «Eсли бы мы, русские, не думали о завтрашнем дне и кое-как жили, позволяя иностранцам брать у нас сырые материалы и продавать нам выделанные, то навсегда оставались бы у них в зависимости и были бы бедными».

Счастливый мир земли, одухотворенный мыслью и научно-техническим прогрессом, видел Владимир Одоевский в незавершенной утопии «4338 год». Красив и притягателен мир художественных прогнозов Жюль Верна, ужасен он среди морлоков Герберта Уэллса «Машина времени»). Забыт роман нашего Александра Ренникова «Разденься, человек!»(1917). Автор — не большевик, конституционный демократ, он предсказывал закат торгашеского и банковского капитализма, использование человечеством дешевой атомной энергии.

Пропустим гиперболоиды инженера Гарина и приключения Аэлиты. Лазерные технологи и уже в быту, а Коммунистическая республика Земли и Марса сейчас непопулярна. Пессимистичны прогнозы больших фантастов XX в. — американца Рэя Брэдбери и поляка Станислава Лема. Не сумел сжечь Париж неистовый и талантливый Бруно Ясенский, погибший в ГУЛАГе с мечтой о земшарной справедливой республике трудящихся масс. А хотел сжечь потому, что город был для него символом капиталистического хищничества. Упорядоченный наукой и техникой грядущий мир описан в многословных и слащаво-экзальтированных картинах Артура Кларка. Не ошибся в своих прогнозах выдумавший роботов великий Айзек Азимов. Убедителен и волшебен мир будущего в «книге книг» современной фантастики Клиффорда Сеймака «Заповедникгоблинов». Железно-электронные технологии люди поставили на службу развитым телеволновым провиденциальным энергиям, осуществив мгновенную телепортацию, разгадав секреты гравитации и особых волн времени. Люди станут как бы богами, приблизят и освоят библейские чудеса, будучи морально на стороне добра. Таковы произведения 70-80-х годов Сергея Снегова и блистательных фантастов братьев Стругацких. Правда, социальный оптимизм братьев заметно поостыл от коммунистически светлого романа про гуманную педагогику «Полдень. Возвращение. XXII век» до мрачной мистерии про торжество на земле роботизированной биологической цивилизации в романе «Улитка на склоне».

Поверивший в социализм с человеческим лицом после развенчания культа личности в 1956 г. великий фантаст Иван Eфремов выступил с удивительно прекрасным романом «Туманность Андромеды», веря в науку и разум, социальные идеалы. Но в начале 80-х годов он же, наблюдавший брежневский маразм, пишет роман-катастрофу о новых тиранах XXI века, вооруженных ядерно-космическими технологиями («Час Быка»). И сегодня читаются семнадцать светлых романов Александра Беляева, стали былью его прогнозы о пересадке органов, о человеке-амфибии. В социальном плане его мечта о расцвете СССР и всемирной республике труда, о мире без войн и обострения национализма осталась на бумаге…

А может, те из нас, кто достоин лучшей участи, переселятся в счастливую подводную Атлантиду Валентины Журавлевой? Сия держава и запускает к нам НЛО, но не идет на прямые контакты, наблюдая нравственно-экологический кризис человечества.

В поисках истины и портрета нового века современные фантасты предпочитают довольно-таки катастрофический прогноз. «Цивилизации досуга» и толпы безработных, услаждаемых социальной помощью, ролью наемников на локальных войнах, зрелищами до предела развязной масскультуры. Интернет и компьютерные технологии поработят нас. Всемирное правительство будет опираться на американские стандарты жизни. В электронных джунглях появятся новые модификации СПИДа, сверхнаркотики. Проституция окончательно сметет институт семьи, религиозные нравственные запреты.

Привилегией богатых семей станут воздушный автомобиль, закрытые жилые зоны с домами-крепостями. Преступность будет расти, технические новинки дадут возможность убивать неугодных без всяких улик. Полиция будет бессильна. Ни ядов, ни свинца. Сигнал — и самолет попадает в искусственно вызванную воздушную яму над океаном. Психогенные и психотропные средства будут улаживать конфликты. Россия распадется. Зато Индия, Китай, Япония создадут восточный барьер и будут тягаться с Америкой за мировое господство. Оптимистические прогнозы для нас остались в недавнем советском прошлом. А новейшая фантастика в России и на Западе совсем дегуманизировалась. Делает деньги на самой низкопробной мистике, плодит вампиров и страшных гуру, пугает компьютерными чудовищами и звездными войнами. Правда, по принципу от противного можно повторить известные слова нашего классика Максима Горького — нас пугают, но нам не страшно,

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта