X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Мандрика в переплете

Читальный зал научной библиотеки Тюменского государственного института искусств и культуры – то место, где всегда кипит культурная жизнь.
Сегодня здесь готовится выставка, посвященная юбилею тюменского издателя Юрия Мандрики. Царит привычная рабочая обстановка: снуют туда-сюда неугомонные студенты, с любопытством поглядывают на большие стопки книг, разложенные на столах. В умелых руках эти книги быстро станут экспонатами выставки. Руки четыре, а человека два – сотрудница библиотеки Людмила Кайгородова и преподаватель культурологии нефтегазового университета Юлия Кузовкина.
Со стороны это выглядит так: Юлия переставляет в стеклянных стеллажах увесистые и не очень томики, а Людмила командует: «Чуть вправо… Чуть влево… На другую полку». Оно и понятно: в одиночку работать над экспозицией трудно, нужно быть сразу и создателем, и зрителем.
История традиционных библиотечных выставок института искусств и культуры уходит корнями в начало двухтысячных. Тогда подобные мероприятия проводились больше «для галочки», только со временем они приобрели свой образовательный смысл. За прошедшие годы авторы-создатели превратились в настоящих мастеров своего, не такого уж простого, дела.
«Классические книжно-иллюстративные экспозиции и концептуальные выставки – вещи разные, – рассказывает Людмила Кайгородова. – Создавать классические я могу научить любого человека. Например, левый верхний угол экспозиционного полотна – это «красная буквица», отправная точка. Она должна приковывать внимание, быть яркой».
Действительно, все просто, как по нотам. Только нужно ноты понимать и знать, что книга – это набор страниц, на которых разворачивается дорога сюжетной линии. А выставка – та же самая книга со своим уникальным сюжетом, переплетом, картинками и, конечно, закладками. Читать ее можно как книгу, но не постранично, а пополочно, в пространстве стеллажей.
«Концептуальная экспозиция не дает последовательного прочтения, – объясняет Людмила Владимировна. – У нее нет начала или финала, она дает образ, ассоциации. Ну, как мультфильм «Ежик в тумане». О чем он? Обо всем. То есть, концепция выставки есть, но каждый читает ее по-своему».
Концептуальная выставка вбирает в себя самые разные материалы, все зависит от фантазии авторов, их культурной эрудиции. Чего только не было на полках за прошедшие годы: и куклы, и керамика, и картины, и домотканые половички, и даже сухие ветки, увешанные красными кусочками ткани. Старые, обыденные вещи получили свое новое прочтение, понимание. Собираются экспонаты, что называется, с миру по нитке: помогают студенты, знакомые, потрошатся собственные архивы.
Хотя не всякая тема укладывается на книжную полку.
«У меня есть желание сделать выставку на тему тюремной субкультуры, – признается Кайгородова. – На мой взгляд, это было бы интересно и нужно. В конце концов, многие музыкальные, книжные, кинематографические сюжеты основаны на историях, связанных с каторгой, тюрьмой. Это целый пласт культуры, но средствами нашей библиотеки его не поднять, не уместить на полках за стеклом. Нужно больше пространства».
Хорошо все же, что многие проекты можно реализовать в существующих условиях. Как музыкальная гамма, на глазах выстраивается экспозиция в честь Юрия Мандрики.
«Его можно любить или не любить, но для книжной культуры региона Мандрика – это настоящий человек-оркестр, – уверена Людмила Владимировна. – Более сильного аналитика в Тюмени нет».
Что получилось у авторов на этот раз, можно будет увидеть 2 апреля, придя в читальный зал библиотеки.
***
фото: Людмила Кайгородова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта